Анализ умк по биологии. Программа по биологии общая характеристика программы учитель биологии и химии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шоршелская средняя общеобразовательная школа

имени летчика-космонавта А.Г. Николаева»

Мариинско-Посадского района Чувашской Республики

Егорова Елена Николаевна,

учитель биологии

Анализ учебно-методических комплексов по биологии

Я работаю по учебно-методическому комплексу «Биология» 6-11 классы под редакцией И. Н. Пономарёвой (издательство «Вентана - Граф»).

Состав УМК:

    Учебники;

    Рабочие тетради;

    Методические пособия для учителя;

    Мультимедийные приложения.

Программы разработаны в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (2004 год).

Программы для 6-9 классов:

Программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии, на воспитание экологической культуры, на широкое общение с живой природой, природой родного края, воспитание ответственного отношения к природным объектам, воспитание патриотизма, любви к природе, к родине, к предмету биологии. Цель программ – развивать у обучающихся в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия.

Особенности программ:

    Увеличение объема экологического содержания.

    Усиление внимания к биологическому разнообразию.

    Усиление внимания к идеям эволюции органического мира, к идеям устойчивого развития природы и общества.

    Расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы, на развитие практических и творческих умений у учащихся.

Изучение биологии в 6-9 классах построено с учетом развития основных биологических понятий, преемственно от курса к курсу и от темы к теме в каждом курсе.

Программы для 10-11 классов:

Данная программа является продолжением программы по биологии 6-9 классов, где биологическое образование завершается в 9 классе курсом «Основы общей биологии». В связи с этим программ для 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии более высокого уровня обучения, построенного на интегративной основе. Интегрирование материалов разных областей науки биологии делает учебное содержание новым и более интересным для учащихся.

Цель программы – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и заканчивается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Эта последовательность обеспечивает в 10 классе тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе процессов, идущих на молекулярном уровне жизни, - тесную связь с курсом химии.

Учебники, входящие в состав учебно-методического комплекса, включены вФедеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Все они соответствуют требованиям федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта, концепции модернизации российского образования. Во всех учебниках реализован принцип вариативности содержания материала: дается материал обязательный и для дополнительного изучения, соблюдается принцип преемственности.

Учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники» 6класс

(авт. Пономарева И. Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.).

Представленный курс биологии посвящен изучению растений, бактерий, грибов, лишайников. В основе концепции учебника - системно-структурный подход к изучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.

Темы излагаются последовательно: от биологического разнообразия растений, клеточного строения, строения органов, к основным процессам жизнедеятельности растений (питание, дыхание, размножение, рост). Царства бактерий, грибов и лишайников рассматриваются в эволюционном плане. В заключении изучаются природные сообщества, их многообразие и роль человека в природе.

Учебник красочно оформлен, в нем много дополнительного материала, что делает его интересным для прочтения. Очень важным является то, что его авторы значительное внимание уделяют эволюционному аспекту. Учебник не только даёт знания, но и формирует умения. Предложены лабораторные работы, при выполнении которых каждому учащемуся необходимо проводить наблюдения, исследовать, доказывать, сравнивать, делать выводы, критически анализировать информацию - все это развивает интеллектуально-творческие способности учащихся. Авторами продумана система самоконтроля знаний учащихся. После каждого раздела имеются задания: «Проверь себя», в которые включены задания и репродуктивного, и творческого характера.

В данном учебнике реализована авторская программа, рассчитанная на изучении биологии 1 ч в неделю (35 ч в год) и 2 ч в неделю (70 ч) в год.

В комплект входят методическое пособие для учителя, две рабочие тетради и дидактические карточки.

Учебник «Биология. Животные» 7класс

(авт. Константинов В. М., Бабенко В.Г., Кучменко В. С.)

В основе учебника – концепция разноуровневой организации живой материи и исторического развития животного мира от простейших форм к высокоорганизованным. Особое внимание уделено практическому значению животных, взаимоотношениям живых организмов, в первую очередь животных в экосистемах, пищевым связям, сохранению устойчивого равновесия и охране животного мира. В учебный материал включены такие темы как «Клетка», «Ткани», «Органы и системы органов животных» (которых не было в старых учебниках).

Учебник богато иллюстрирован. Каждая глава также завершается блоком заданий для проверки знаний. Предложены лабораторные и практические работы. В комплект входят 2 рабочие тетради и методическое пособие для учителя.

Учебник «Биология. Человек» 8 класс

( авт. Драгомилов А.Г., Маш Р. Д.)

Рассчитан на изучение раздела "Человек и его здоровье" по 2 ч в неделю и содержит сведения, предусмотренные стандартом биологического образования. Учебник включает систему лабораторных и практических работ по основным темам курса, многие из которых рекомендовано выполнить в домашних условиях и сдать отчет об их выполнении. По усмотрению учителя последние параграфы тем и блоки заданий «Проверьте себя» могут быть использованы для обобщающих уроков. Звездочкой (*) отмечены задания, выполняемые учащимися по выбору, и материал, изучаемый в обзорном порядке. Учебник очень познавательный, содержит большое количество ярких, красочных рисунков, в конце каждой главы имеется рубрика: «Проверь себя». Заканчивается книга интересным «Приложением».

В комплект входят 2 рабочие тетради, методическое пособие для учителя.

Учебник «Основы общей биологии» 9 класс

( авт. И. Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова)

Учебник разработан в соответствии с программой курса биологии, созданной авторским коллективом под руководством проф. И.Н. Пономаревой. По этой программе изучение курса завершается в 9 классе основами общей биологии. Методический аппарат учебника способствует усвоению теоретического материала и обеспечивает дифференцированное обучение. Материал учебника хорошо структурирован, поделен на разделы (блоки), которые четко связаны между собой, в последовательности уровней организации живой материи (биосистем): молекулярный уровень организации, клеточный, организменный, популяционно-видовой биогеоценотический и биосферный.

В учебнике имеются лабораторные и практические работы, при выполнении которых необходимо каждому учащемуся проводить наблюдения, исследовать, доказывать, сравнивать, делать выводы, критически анализировать информацию – все это развивает интеллектуально-творческие способности учащихся.

Некоторые темы предполагают сообщения учащихся, а это работа с энциклопедиями, научно-популярной литературой, справочниками. Следует отметить, что практически все темы содержат практикоориентированный материал. В конце каждой темы существует перечень основных рассмотренных понятий, что предполагает их отработку и повторение, т.е. систему развития научных понятий.

В комплект входят рабочая тетрадь и методическое пособие для учителя.

Учебники «Общая биология» 10 и 11 классы, базовый уровень

(авт. И. Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина)

Учебный курс общей биологии, представленный в данных учебниках, раскрывается на основе знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, и является логическим продолжением курса 9 класса, посвященного основам общей биологии. Учебники позволяют раскрыть особенности живой природы, используя интегративный подход. Знания из других областей плюс новые научные сведения, включенные в текст параграфов, позволяют учителю сформировать у учащихся целостное представление о живой природе, ее происхождении и развитии. Две содержательные линии программы: «Биосферный, биогеоценотический, популяционно-видовой уровни жизни» (10класс) и «Организменный, клеточный, молекулярный уровень проявления жизни» (11класс) позволяют дать представление о биологии как науке, изучающей живую природу. Учебный материал разделен на два образовательных компонента. Один соответствует базовому уровню государственного образовательного стандарта 2004 года (один час в неделю), другой может быть использован как дополнительный (при двухчасовом изучении предмета). Познавательный материал (не обязательный для изучения) выделен шрифтом, отличным от основного.

Программой прослеживается преемственность с ранее изученными разделами биологии при изучении таких глав, как основы биологии клетки; молекулярные основы жизни; основы биологии развития. Именно при изучении этих глав используется интегрированный подход не только с естественнонаучными, но и гуманитарными циклами. Несколько слов о структуре: вопросы и задания для самоконтроля в конце темы позволяют организовать выполнение домашнего задания, могут использоваться при подготовке к контрольным работам. Также хочется отметить работу с ключевыми словами. Во-первых, они выделены в тексте, во-вторых, вынесены в конце каждой темы. В учебниках появились такие рубрики как: «Выскажи свою точку зрения», «Проблема для обсуждении» «Материал для обсуждения». Выделены темы семинарских занятий и материал к ним.

Недостатками представленного учебно-методического комплекта считаю:

    Часто учебный материал изложен труднодоступным языком для учащихся.

    Мелкие рисунки (но это можно компенсировать использованием дисков или ресурсами сети).

    Некоторые параграфы очень объемные и научные, особенно в учебниках 6 и 7 классов (не соответствуют возрастным особенностям обучающихся).

    Недостаток ВСЕХ рабочих тетрадей – полное дублирование материала учебников, что не позволяет реализовать творческий подход при работе с ними. Рабочие тетради ориентированы исключительно на репродуктивную деятельность обучающихся.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Новые экономические условия и реформа образования, проводимая в нашей стране, вызвали появление множества новых учебников. Отсюда обычный в наши дни вопрос учителя: какой учебник избрать для работы с детьми? В поисках ответа проведен детальный анализ девяти учебников общей биологии по содержащимся в них ключевым словам. Списки ключевых слов сравнивали между учебниками, а также с кодификатором элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена по биологии из раздела «Общая биология».

Глава 1. Сравнительный анализ школьных учебников по общей биологии

В 1 главе приведены краткие характеристики и особенности учебников по общей биологии для 10-11 класса.

Беляев Д. К. и др., 2001.

Эта книга является наиболее адекватным отражением образовательного минимума по биологии: она содержит основное большинство обязательных понятий и сравнительно небольшое количество дополнительной информации. Учебник снабжен словарем основных биологических понятий, небольшим числом генетических задач и сжатым лабораторным практикумом. По всей видимости, это достаточно надежное пособие для преподавания общей биологии и подготовки к единому государственному экзамену. Вместе с тем, при подготовке необходимо учитывать специфику учебника: например, понятие гомеостаза дается в § 22, а не как обычно - среди других признаков живого.

Рувинский А. О. и др., 1993.

Это наиболее полный учебник (а во многом и справочник), содержащий намного более емкий материал, чем предполагает обязательный минимум знаний по биологии для выпускников средних школ. Соответственно, учебник под редакцией А. О. Рувинского следует рекомендовать для подготовки к вступительным экзаменам в ВУЗы биологического и медицинского профилей. Пользование учебником значительно облегчается наличием в нем авторского и предметного указателей (правда, последний не содержит полного списка понятий, приводимых в тексте). Полезными дополнениями являются подробное описание 17 лабораторных работ, список литературы и любопытное руководство по компьютерному моделированию генетических и экологических процессов.

Полянский Ю. И. и др., 1990.

Старейший среди современных учебников общей биологии, выдержавший два десятка изданий. Структура книги обратна традиционной: изложение ведется не от низших структурных уровней к высшим, а наоборот: начиная эволюцией (вернее сказать, обзором исторического развития) существ и завершая генетикой и селекцией. Материал достаточно полно совпадает с кодификатором КИМов при отсутствии ряда важных элементов, например, некоторых признаков живого, гормонов, витаминов, круговоротов углерода и воды. Характерно, что представления об эволюции излагаются преимущественно на уровне классического дарвинизма, без рассмотрения деталей и даже без упоминания синтетической теории, что вполне логично определяется принятой структурой изложения, поскольку данная теория основана на генетических представлениях и может быть объяснена только по усвоении основных понятий генетики. В тексте имеются некоторые неточности. Так, третий закон Менделя (независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании) назван вторым законом. В §§ 7 и 63 приведен пример эволюции окраски у березовой пяденицы, сопровождающийся давно устаревшим объяснением: в условиях промышленного загрязнения стволы деревьев покрыты слоем сажи, в результате чего белые особи пяденицы поедаются птицами, а черные выживают. На самом деле, явление т. н. индустриального меланизма (известное также у несъедобных насекомых и даже у млекопитающих) скорее объясняется повышенной устойчивостью темно окрашенных особей к отравляющим веществам. В итоге, книгу можно рекомендовать для дополнительного использования (например, совместно с учебником Т. В. Ивановой и др., 2000), поскольку она содержит полезные предметный указатель и краткий словарь биологических терминов.

Пономарева И. Н. и др., 2002 и 2003.

Курс состоит из двух частей. Первая, как указано на титульном листе, является победителем конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы и, видимо, в этой связи обладает структурой изложения, принципиально отличной от традиционно принятой в учебниках общей биологии. Вместе с тем, учебник едва ли можно рекомендовать учителям. Во-первых, он не освещает многие элементы обязательного минимума знаний по биологии. Например, отсутствуют разделы об энергетическом и пластическом обмене веществ, некоторых деталях строения растительной клетки (вакуолях и клеточной стенке), регуляции транскрипции у низших и у высших организмов, особенностях оплодотворения у животных и у растений, зависимости индивидуального развития от условий внешней среды. Многие разделы рассмотрены крайне конспективно - например, фотосинтез, биосинтез белка и селекция, которым в школьной программе уделяется довольно большое внимание.

Во-вторых, некоторые разделы выделяются из курса старшей школы и рассматриваются в других частях школьной программы по биологии. В части 2002 г. таковы, например, §§ 4 и 5 Устройство и функционирование организма животных, 37 и 38 Простейшие (материал из курса зоологии), 36 Водоросли (материал по ботанике).

В-третьих, учебник неоднократно повторяет сам себя: например, в части 2003 г. раздел «Значение биологии» изложен в §§ 5 и 8, «Методы биологии» - в 4 и 6, понятие о биогеоценозе - в 19, 22 и 23, о продуцентах, редуцентах и консументах - в 16,22 и 23, проблема охраны биоразнообразия рассматривается в 42 и 54. Понятно, что повторение - мать учения, однако дело учителя - выявлять забытое детьми и повторять когда-то пройденный материал. В учебнике же должно быть только все необходимое - и ничего больше, прежде всего - смысловых повторов.

В-четвертых, в учебник включены внепрограммные §§ 42 «Гармония и целесообразность в живой природе» (2002), 9 «Живой мир и культура» (2003), 13 «Физико-химическая эволюция в развитии биосферы» (2003), 21 «Живой мир в литературе» (2003), 35 «Образы природы…» (2003). Нет сомнения, что понятия о человеческой культуре и о происхождении Вселенной необходимо преподавать, однако нет сомнения и в том, что один параграф и урок не окажут влияния на детский ум. Более того, судите сами, насколько полезно изучать на уроках биологии небиологические понятия при явном стремлении Министерства образования РФ сокращать программу по биологии.

В-пятых, учебник содержит «шедевры» вроде «определения» жизни: «жизнь - это форма существования живой материи, возникшая в ходе биопоэза» (2003, С. 10), а биопоэз, как сказано на той же странице, есть «процесс образования живых клеток в результате химической эволюции». Хорошо, что авторы не взялись составить учебник химии. Едва ли они смогли бы объяснить, что такое «химическая эволюция», зато можно полагать, что определение воды выглядело бы примерно так: «вода - это водянистая форма материи, обладающая свойствами воды и возникающая в химических реакциях как вода». Нечто подобное было у Ильфа и Петрова при описании махинаций Корейко.

Фактически, пособие имеет выраженный, с позволения сказать, экспериментальный характер и при том достаточно сыро: материал плохо сгруппирован по темам. Соответственно, пособие в лучшем случае можно рекомендовать как дополнительный источник знаний, но не в качестве учебника.

Иванова Т. В. и др., 2000.

Книга обладает традиционной структурой изложения и представляет облегченный вариант школьного учебника по общей биологии. Материал дается конспективно, местами слишком сжато, буквально в двух словах. К числу имеющихся пробелов относятся неполное перечисление свойств живого, отсутствие объяснения роли рекомбинации хромосом в процессе полового размножения, зависимости хода онтогенеза от внешних условий, понятия чистоты гамет, не освещен ряд экологических вопросов.

В тексте содержатся неточности. Например, при определении вида как открытой системы (перед § 38) следует пояснить, что такое «открытая система». Кроме того, вид может и не быть системой (целым из связанных частей), если его популяции полностью изолированы друг от друга (например, ареал вида насекомых, разделенный океаном). В § 40 «потомки» названы «потомством», что не одно и то же. В конце § 41 имеется утверждение (кстати, вошедшее в КИМы), что «при определении принадлежности особи к тому или иному виду следует учитывать не один критерий, а весь их комплекс», т. е. морфологический, молекулярно-биологический, генетический, экологический, географический и физиологический. На самом деле, при определении особей используется комплекс исключительно морфологических признаков, из которых состоят все определители. Эти же признаки используются и при описании новых видов. Остальные критерии известны для очень небольшого числа хорошо изученных видов и в подавляющем большинстве случаев всего лишь предполагаются, будучи логическим следствием наших теоретических воззрений. Учителю, использующему это пособие на уроках, необходимо значительно дополнять и пояснять преподаваемый материал.

Захаров В. Б. и др., 1996.

В содержании имеются элементы, относящиеся скорее к курсу естествознания, чем общей биологии, например, §2.2.1 Эволюция химических элементов в космическом пространстве и §2.2.2 Образование планетных систем. В круг дополнительных биологических сведений входят понятия о стрессе, эмбриональной индукции, лимитирующем факторе, аллопатрическом и симпатрическом видообразовании, описание круговоротов серы и фосфора, основы бионики.

Как ни странно, в учебнике отсутствуют четко выделенные критерии вида, перечисление доказательств эволюции и функций живого вещества, понятие об агроценозе и двойном оплодотворении у растений, хотя все эти вопросы затрагиваются в КИМах. Не введено понятие «анабиоз» (при том, что соответствующий материал имеется в § 17.3.2).

Своеобразной особенностью являются английские резюме в конце разделов, двуязычный словарь терминов и задания по русско-английскому переводу. По замыслу авторов, учебник мог бы служить пособием для межпредметного изучения биологии и иностранного языка. На этом пути, однако, имеется препятствие: резюме составлены на плохом английском, и обучаться на их примере не стоит. К сожалению, учебник снабжен всего лишь одним полезным приложением «Основные вехи в развитии биологии»; при значительном объеме содержания были бы весьма уместны предметный и авторский указатели. Целесообразно использовать учебник В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова и В. И. Сивоглазова для углубленного изучения биологии при условии дополнения недостающего материала.

Более поздний учебник В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова и Н. И. Сонина обладает такой же структурой.

Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., 2002.

Пособие представляет собой сокращенную версию школьного учебника по общей биологии В. Б. Захарова и соавторов (см. выше), содержит практически все те же достоинства (за исключением англоязычного дополнения) и пробелы и вполне может быть использовано в старшей школе. К числу недостатков пособия можно отнести черно-белые иллюстрации при сравнительно высокой цене. В § 41 «Эволюционная роль мутаций» содержится нелепое утверждение, будто «в закопченных березовых лесах Южной Англии» листья деревьев «покрыты гарью и копотью». Поверьте личному опыту рецензента, достаточно долго проработавшего в этой стране: ничего подобного в Англии нет в помине и никогда не было.

Пуговкин А. П., Пуговкина Н. А., 2002.

Глава 2. Критические замечания к содержанию раздела «Грибы» в школьных учебниках биологии 6-7 класса

Написанием учебников для общеобразовательных учреждений занимаются в основном ученые-методисты. В их задачи входит создание оригинальной структуры учебника, отбор материала, изложение знаний в логичной и доступной форме, формулирование заданий и вопросов для проверки знаний, тем и методик лабораторных работ и т.д. При этом соответствие содержания учебника современным научным знаниям иногда отходит на второй план и в тексте учебников появляются ошибки и неточности.

Цель и методы исследования. Целью нашей работы был научный анализ содержания раздела «Грибы» в учебниках биологии 6-7 класса. Именно в этих классах школьники изучают основной материал о царстве Грибы. В соответствии с перечнем учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях, на 2006/07 учебный год для обучения биологии в 6-7 классах могут использоваться шесть учебников . По данным Городского центра развития образования большинство учителей (81%) ярославских школ преподают биологию по линии учебников В.В. Пасечника, 12% - по учебникам линии Н.И. Сонина, остальные 7% - по другим учебным книгам. Учитывая эти данные, мы провели научный анализ содержания учебников В.В. Пасечника, В.Б. Захарова и Н.И. Сонина, И.Н. Пономаревой и соавторов .

На с. 202 указано, что способность пеницилла воздействовать на болезнетворные бактерии была обнаружена в начале XX в. Эта дата очень приблизительна. Лечебные свойства плесеней, образуемых колониями пенициллов, были впервые отмечены русскими учеными В.А. Манассеиным и А.Г. Полотебновым еще в 70-х годах XIX века. Они использовали эти плесени для лечения кожно-венерологических заболеваний. В 1928 г. в Великобритании профессор А. Флеминг обратил внимание на подавляющее действие сине-зеленой плесени на бактерию стафилококк, выделил гриб в чистую культуру и назвал его Penicillium notatum (сейчас P. chrysogenum), а бактериостатическое вещество - пенициллином . Ни первая, ни вторая даты к началу века не относятся, поэтому утверждение, приведенное в учебнике, требует уточнения. На этой же странице мелким шрифтом написано, что одноклеточные и плесневые грибы «…могут перерабатывать даже клетчатку (целлюлозную оболочку растений), на что не способны никакие другие организмы». Фраза не соответствует научным данным, поскольку разлагать целлюлозу способны некоторые бактерии .

На с. 203 в § 54 приводятся названия ядовитых грибов. В их числе опасной для человека названа ложная лисичка. Эти сведения не верны. Ложная лисичка, или гигрофоропсис оранжевый (Hygrophoropsis aurantiaca) - съедобный гриб с низкими вкусовыми качествами, раньше ошибочно считался ядовитым . В названии гриба ложноопенка серно-желтого, названного так за пластинки серно-желтого цвета, допущена опечатка, в учебнике он назван «серо-желтым». На с. 204 в последнем абзаце написано, что микориза «…не образуется лишь у мхов, хвощей, плаунов». Утверждение не верно, так как у представителей класса Печеночных мхов из отдела Мохообразные, в талломе обнаружена микориза. В отделе Плауновидные микориза также встречается, например, у современных представителей класса Плауновые рост и развитие подземного гаметофита возможны только при условии внедрения в него гиф гриба, за счет которого он питается. Везикулярно-арбускулярная микориза выявлена у большинства видов рода Хвощ (Equisetum) .

Следует отметить, что при сравнительно большом количестве недочетов и ошибок, в параграфах учебника хорошо отражены основные особенности грибов, как самостоятельного царства живой природы. К сожалению, абсолютно не раскрытыми остались вопросы размножения и систематики грибов.

В § 8 при описании строения шляпочного гриба в числе съедобных грибов приводятся строчки. Это не верно, так как в России виды рода Строчок (Gyromitra) считаются условно съедобными, а в Европе - вообще ядовитыми грибами. Они содержат в плодовых телах токсин гиромитрин, вызывающий отравления со смертельным исходом .

В статье «Образование спор» (§ 8, с. 38) при описании размножения грибов допущена ошибка. Следует отметить, что ни в одном из проанализированных учебников этот вопрос не был раскрыт хорошо. Если вегетативное размножение грибов описывается более или менее верно, то в описании бесполого и полового размножения грибов наблюдается путаница. Так, В.В. Пасечник пишет, что «…в трубочках или на пластинках шляпки образуются особые клетки - споры, с помощью которых грибы размножаются». В предыдущем параграфе на с. 36 размножение «…при помощи специализированных клеток - спор…» автор называет бесполым. Таким образом, у школьников складывается впечатление, что образование спор у шляпочных грибов - бесполое размножение. В действительности, бесполое размножение у грибов класса Базидиомицеты (Basidiomycetes), к которым относится большинство шляпочных грибов, отсутствует, а споры, возникающие на пластинках и трубочках, - базидиоспоры, представляют собой продукт полового спороношения. Они образуются в результате полового процесса, проходящего путем слияния двух вегетативных клеток гаплоидного мицелия, - соматогамии .

Как и в предыдущем учебнике, имеются ошибки в списке ядовитых грибов (с. 40). Наиболее опасным ядовитым грибом назван мухомор. Однако, среди видов рода мухомор (Amanita) встречаются не только ядовитые, но и съедобные грибы с прекрасными вкусовыми качествами, например, мухомор Цезаря (A. caesarea), мухомор (поплавок) серый (A. vaginata), мухомор серо-розовый (A. rubescens) . К числу наиболее опасных грибов причислены желчный гриб и ложная лисичка. О ложной лисичке мы писали выше. Желчный гриб (Tylopilus felleus) также не является ядовитым, он просто несъедобен из-за горького вкуса, который исчезает после 15-минутного отваривания .

В 9 «Плесневые грибы и дрожжи» рекомендуется выполнить лабораторную работу «Плесневый гриб мукор». В инструктивной карточке, пункте 2 (с. 43) ученикам предлагается найти грибницу, плодовое тело и споры. Задание содержит ошибку, поскольку плодовых тел грибы рода Мукор (Mucor) не образуют. Вероятно, автор имел в виду спорангий со спорангиеносцем, а поскольку этих терминов в тексте параграфа нет, то решил заменить их на «плодовое тело». Замена неудачна, так как в плодовых телах формируются споры полового размножения, а в спорангиях - бесполого, то есть эти структуры относятся к двум разным способам размножения. В отношении мукора указано, что он размножается «…обрывками грибницы или спорами». При определенных условиях мукор может размножаться половым путем, о чем автор вовсе не упоминает. Половой процесс у мукоровых зигогамный (гаметангиогамный), при нем происходит слияние содержимого двух особых клеток (гаметангиев) одного или разных талломов и образование так называемой зигоспоры .

Замечания имеются не только к содержанию, но и иллюстрациям учебника. Так на с. 39 помещен рис. 22 «Симбиоз грибов и растений». На верхнем левом рисунке, названном «Грибокорень (микориза)», показано как гифы мицелия буквально пронизывают корневые окончания растения, распространяясь, в том числе, в центральной части корня. Ни для экто-, ни для эндомикориз это не характерно. Настоящие микоризы отличаются от псевдомикориз тем, что гифы гриба не проникают во внутренние слои коры, центральный цилиндр и меристему . На рис. 24 «Ядовитые грибы» (с. 40) приведены изображения бледной поганки, или зеленого мухомора (A. phalloides) и вонючего мухомора, или белой поганки (A. virosa), однако подписи к рисункам не точны. Бледную поганку авторы назвали бледной поганкой зеленой, а вонючий мухомор - бледной поганкой белой. В научной литературе такие комбинации в названиях грибов нам не встречались .

Анализируя учебник В.Б. Захарова и Н.И. Сонина, сразу следует отметить, что он отличается от остальных учебников научным стилем изложения материала и содержит гораздо меньше ошибок и неточностей. На рисунке, помещенном на с. 20, гриб опенок летний (Kuehneromyces mutabilis) изображен растущим на почве. Это неверно, поскольку гриб является типичным ксилотрофом и произрастает на пнях лиственных или хвойных деревьев . На с. 20 в статье о происхождении грибов написано, что возраст самых древних находок спор грибов - 170-190 млн. лет. Следует уточнить, что эта дата вовсе не означает время появления грибов. Хитридиомицеты во фрагментах покровов морских животных обнаруживаются начиная с кембрия (не менее 600 млн. лет назад). В юрском периоде (около 200 млн. лет назад) уже предполагается существование аскомицетов с высокоразвитыми сумками . Как полагают некоторые ученые, происхождение и оформление грибного царства необходимо датировать поздним докембрием (650?700 млн. лет назад), когда их предковые формы обнаруживают апикальный рост (формирование гиф) .

На с. 22 упоминается о том, что грибы размножаются в основном бесполым путем - либо вегетативно, либо спорами, а о половом размножении, которое играет важную роль при размножении, например, аско- и базидиомицетов, вообще ничего не говорится. На этой же странице в схеме «Размножение гриба» в красном кругу, показывающем развитие базидии, на рис. 3 в верхушечной клетке должны быть нарисованы два ядра - красного и синего цвета. На рисунке синее ядро отсутствует. Эта техническая ошибка требует исправления. В третьем снизу абзаце указано, что «на территории нашей страны встречается свыше 150 видов съедобных грибов...». Эта цифра явно занижена. По данным Л.В. Гарибовой и И.И. Сидоровой в нашей стране насчитывается около 300 видов съедобных грибов . Далее на с. 23-25 учебника приводится характеристика классов грибов. Авторы используют модифицированную систему Л. Олайва, где в царстве грибов выделяют 2 отдела и 7 классов. Эта система до последнего времени преобладала в отечественной литературе. Однако ее использование в школьном курсе биологии вряд ли оправдано. Можно было дать эту систему в качестве дополнительного материала, тем более что, приведенные характеристики классов грибов не очень четко отражают специфические особенности каждого таксона. По нашему мнению, отсутствие ярких примеров и познавательного фактического материала о грибах делает учебник слишком академичным и недостаточно интересным для учащихся.

Заключение. Среди проанализированных нами книг не выявлено такого учебника, который бы совсем не имел замечаний к содержанию. В общем, материал о грибах излагается в школьных учебниках достаточно хорошо и при устранении некоторых ошибок и неточностей дает ясное представление о грибах как особом царстве живой природы. Однако, во всех учебниках в доработке нуждаются сведения о размножении и классификации грибов.

Глава 3. Школьный учебник как средство развития знаний о здоровье при изучении раздела «Человек и его здоровье»

В настоящее время существует большой выбор учебников и учебных пособий, призванных обеспечить реализацию образовательных и учебных программ. Учебник отражает содержание учебной дисциплины в соответствии с требованиями стандарта к минимуму содержания биологического образования и к учебной программе. Он соответствует ведущим требованиям современной науки биологии, играет роль ядра системы средств обучения.

Форма представления учебного материала в учебнике включает основной, дополнительный и пояснительный тексты, иллюстративный материал.

Основной текст характеризуется строгим соответствием программе. Это каркас структуры учебника.

Назначение дополнительного текста состоит в подкреплении доказательности основного текста необходимой конкретизации, позволяющей лучше понять основное содержание.

Примером пояснительного текста могут служить комментарии к схемам, гистограммам, блокам иллюстративного материала, примечания, словари терминов.

Иллюстративный материал раскрывает свойства изучаемого объекта и частично заменяет текст; выполняет функцию обслуживания текста.

Внетекстовые компоненты учебников представлены аппаратом организации усвоения, включающим инструктивно-методические материалы (предисловие к учебнику, заключение, планы перед параграфами, памятки, инструкции и т.д.), вопросы и задания в конце и в начале параграфов, тем, разделов; лабораторным практикумом; условными выделениями шрифта в тексте и аппаратом ориентировки.

Школьный учебник по разделу «Человек и его здоровье» выступает одним из средств развития у учащихся знаний о здоровье и здоровом образе жизни, выполняет мотивационную, информационную нагрузку.

В настоящее время существует несколько основных линий учебно-методических комплектов (УМК) по биологии, включающих в себя учебную программу по биологии, серию учебников и рабочих тетрадей по биологии с 5 по 11 классы, методическое сопровождение.

Авторами одной из линий учебно-методических комплектов являются Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, А.А.Плешаков, для 5-11 класса. В данной линии учебников раздел «Человек» представлен учебником «Биология. Человек.8 класс», авторы Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Программа 8 класса ориентирована на ознакомление с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, привитие школьникам норм и правил здорового образа жизни, решение задач гигиенического и полового воспитания. Вторую авторскую линию учебно-методического комплекта представляет авторский коллектив под руководством И.Н. Пономарёвой (Т.С. Сухова, В.И. Строганов, О.Н. Корнилова, В.М. Константинов), и представленный учебник «Биология. 8 класс. Человек» В.Н. Драгомилов, Р.Д. Маш. Приоритетной целью авторской программы и компонентов учебно-методического комплекта является развитие у учащихся понимания величайшей ценности биологического разнообразия, идея эволюции органического мира, устойчивого развития природы и общества. Вместе с тем особое внимание уделено задачам экологического образования учащихся и воспитания у них экологической культуры, за счёт некоторого сокращения анатомического и морфологического материала.

Третьим вариантом авторской линии учебно-методического комплекта по биологии является линия авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника: В.М. Пакуловой, Р.Д. Маша, В.В. Латюшина. Линия включает учебник «Биология. Человек. 8 класс» Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. В 8 классе данной образовательной линии учащиеся получают знания о человеке как биосоциальном существе. Большое внимание уделяется санитарно-гигиеническим правилам, охране природы и изучению правил личной гигиены. Включение в программу курса сведений по психологии направлено на формирование у учащихся умений рационально организовывать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых.

Анализ учебников по биологии (раздел «Человек и его здоровье») позволил установить, что основным носителем знаний о здоровье и здоровом образе жизни является основной текст, представленный во всех учебниках терминами, сквозными (ключевыми) понятиями, фактами, явлениями, процессами, а также характеристикой основных идей, биологических закономерностей, связанных с ведением здорового образа жизни и сохранением здоровья. В тексте уделяется внимание вопросам профилактики и предупреждения заболеваний всех систем организма, рассматриваются приёмы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях, а также факторы риска для работы всех систем органов тела.

Дополнительный текст представлен описанием самонаблюдений. Он несёт большую смысловую нагрузку, повышая научную доказательность биологического материала учебника.

Недостаточно проработанным на наш взгляд, является аппарат организации усвоения знаний о сохранении здоровья учащихся, хотя включение в текст учебника памяток, инструктивных материалов, статистических таблиц обладает огромной потенциальной возможностью формирования и закрепления знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Аппарат организации усвоения знаний о сохранении здоровья во всех учебниках представлен вопросами и заданиями после параграфов, которые имеют в основном репродуктивный характер, лишь незначительная часть имеет частично-поисковый.

Изучение иллюстративного материала (отражающие основополагающие вопросы сохранения здоровья) рассматриваемых учебников показало, что он дополняет текст учебника, к представленным рисункам приведены пояснения, но нет диаграмм. Схемы присутствуют, но количество их ограничено.

Лабораторный практикум носит исследовательский характер. Включены приёмы самооценки здоровья путём сравнения личных результатов функциональных проб и физиологических тестов с нормативными.

Изучение тем сопровождается демонстрациями. Они направлены на развитие познавательного интереса, объясняющие процессы, протекающие в организме человека.

Последним важным компонентом школьного учебника биологии является аппарат ориентировки. Наибольшее значение играют следующие составные части аппарата ориентировки: оглавление, рубрикат и сигналы-символы, которые во всех учебниках представлены в полной мере.

Исходя из анализа, можно сделать вывод, что основную мотивационную, информационную, дидактическую нагрузку по вопросу сохранения здоровья авторы возлагают на основной текст учебника, в то время как обладающие огромными возможностями другие структурные компоненты задействованы в меньшей мере.

В настоящее время биологическая грамотность становится социально необходимой, а роль школьного курса биологии в системе культуры, воспитания уважения и любви ко всему живому как уникальному и неповторимому нельзя недооценивать.

В преподавании школьной биологии используется большое разнообразие учебно-методических комплектов (программы, учебники, методические пособия). Их можно рассматривать как самостоятельные «линии», призванные помочь учащимся достичь необходимого уровня биологической подготовки.

С одной стороны, наличие вариативных учебников - положительное явление, позволившее учителю использовать в своей работе те книги, которые он считает наиболее интересными, доступными для усвоения учащимися, отвечающими целям и задачам обучения. С другой стороны, вариативность учебников - одна из проблем школьного образования. К сожалению, многим учителям трудно выбрать один из множества учебно-методических комплектов. Они не имеют возможности заранее оценить новые учебники, понять, по которому из них хотели бы работать. К тому же право на выбор учебника часто нарушается администрацией региона, по своему усмотрению решающей, какой из учебно-методических комплектов будет использоваться в школах.

С целью сохранения единого образовательного пространства и обеспечения учащихся учебниками ежегодным приказом МО РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на учебный год» утверждается Федеральный перечень.

Задачи, стоящие перед школьным биологическим образованием, реализуются через учебные программы и учебники, разработанные на основе нормативов, допущенных Министерством образования и науки РФ.

Учебно-методические комплекты по биологии должны учитывать социальный заказ школе, предусматривающий повышение биологической грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений биологической науки.

В УМК по биологии должны найти отражение подходы, обозначенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.

Разгрузка содержания биологического образования за счет сокращения описательного, второстепенного или сложного для усвоения материала, перенесения сложных теоретических понятий из основной в старшую школу.

Усиление практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности содержания курса биологии за счет включения в него сведений прикладного характера, усиление внимания к методам познания природы и использования полученных знаний для решения практических проблем, раскрытие знаний, связанных с самопознанием, значимых для ученика и востребованных в повседневной жизни.

Реализация деятельностного подхода за счет включения в содержание биологического образования определенных способов учебной деятельности, как интеллектуальной, так и практической, выдвижение на первый план умения применять общебиологические знания для анализа и интерпретации частных фактов.

Формирование информационной компетенции, умений работать с различными источниками информации.

Повышение воспитательного потенциала биологического образования, отбор содержания с учетом его роли в формировании общей культуры, научного мировоззрения, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, экологической и генетической грамотности, нравственности и морали.

Особое внимание при разработке УМК по биологии в старшем звене общеобразовательной школы необходимо уделить отбору содержания образования в классах разных профилей, определению того минимума биологических понятий, которые должны быть усвоены в зависимости от профиля.

Состав УМК по биологии может включать следующие издания: программа, учебник, практикум, методические рекомендации к планированию учебного материала, рабочая тетрадь, сборник заданий (дидактические материалы), книга для чтения, контрольно-измерительные материалы (билеты, итоговая аттестация, учебно-тренировочные материалы), справочная литература, учебные пособия по факультативам или элективным курсам, наглядные пособия (таблицы, гербарии, модели и др.), экранно-звуковые пособия, мультимедийное приложение (обучающие программы, электронные учебники).

Учебные книги для основной и средней школы - 5-9-е классы

Издательством «Дрофа» подготовлены две завершенные линии учебно-методических комплектов по биологии. В первую линию вошли учебники, разработанные под редакцией Н.И. Сонина:

5-й класс: Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Природоведение»;

6-й класс: Сонин Н.И. «Биология. Живой организм»;

7-й класс: Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов»;

8-й класс: Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек»;

9-й класс: Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И., Агафонова И.Б. «Биология. Общие закономерности».

Основные идеи данной линии учебников отражены в программе, декларирующей концентрическую структуру изложения учебного материала, т.е. в 6-9-х классах осуществляется базовый уровень подготовки школьников, а в 10-11-х классах предполагается возможность продолжить образование как на базовом, так и на профильном уровнях. Авторы предлагают оригинальную последовательность рассмотрения вопросов программы в 6-х и 7-х классах, в которых сначала изучаются особенности строения и функционирования живого организма, а затем показано многообразие существующих форм жизни. Отличительной чертой учебников, входящих в эту линию, является иллюстративный материал, использующийся как пояснение к тексту или содержащий дополнительный сведения, а также как источник вспомогательной информации. Иллюстративный материал позволяет организовать репродуктивную и творческую работу школьников, осуществляя органичную взаимосвязь учебных текстов разного функционального содержания.

Структура учебников вариативна и предполагает свободу творчества учителя. Содержание учебного материала включает проблемные вопросы вводного характера, задания, контрольные упражнения, обобщающие выводы. Разработана система заданий, развивающих такие приемы мыслительной деятельности, как обобщение, сравнение, классификация, систематизация. Оригинально конструируются тексты параграфов, в зависимости от смыслового назначения изменяется и логическое построение.

В состав УМК включены не только программа и учебники, но и методическое оснащение: методические пособия для учителя, рабочие тетради для учителя и ученика. Рабочие тетради для учащихся предполагают задания как фронтальные для всего класса, так и индивидуальные, которые могут адресоваться отдельным школьникам. Все пособия имеют одноименные с учебниками названия.

Вторая линия издательства «Дрофа» включает линию учебников, разработанных под редакцией В.В. Пасечника:

5-й класс: Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природа. Неживая и живая»;

6-й класс: Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения»;

7-й класс: Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Биология. Животные»;

8-й класс: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек»;

9-й класс: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию».

Данная линия учебников так же, как и все, утвержденные в Федеральном перечне, соответствует обязательному минимуму биологического образования и построена по концентрической модели, т.е. изучение всех разделов биологии в основной (девятилетней) школе. В отличие от предыдущей линии учебников предполагается традиционная последовательность разделов по годам обучения (основы ботаники, зоологии, анатомии и физиологии, а также интегрированный курс общей биологии). Для учебников рассматриваемой линии характерна определенная целевая ориентация, а именно биоцентризм, усиление экологической и практической направленности и приоритет развивающей функции обучения. Несмотря на традиционную последовательность основных разделов курса, учебники отличает оригинальное построение глав, отраженное как в структуре учебного материала, так и в его методическом аппарате.

Учебникам данной линии свойствен эколого-эволюционный подход к отбору содержания биологического материала. Помимо основных сведений биологического характера в учебных книгах значительное внимание уделено развитию общебиологических понятий, формирующихся во всех разделах курса биологии. В учебниках главы и параграфы логически взаимосвязаны. Последовательность глав в учебной книге может иметь содержательную специфику, что позволяет избежать дублирования материала в разных частях учебника.

Учебник предполагает возможность внутриклассной дифференциации, т.е. усвоение материала на разном уровне сложности в зависимости от особенностей учащихся. Это достигается за счет выделения дополнительного материала для углубленного изучения предмета.

Особенность методического аппарата заключается в том, что он направлен на организацию познавательной деятельности учащихся. Этому способствует то, что параграфы соответствуют темам уроков, а их текст разбит на смысловые части, проработана система закрепления знаний (вопросы по теме, работа по усвоению новых терминов и понятий). В параграфах имеются словарики новых терминов и понятий, интересные сведения, повышающие мотивацию к изучению биологии, а по каждой главе сформулированы резюме, отражающие основное содержание. В учебнике приведены инструктивные карточки к лабораторным работам.

Методические пособия для учителя содержат тематические и поурочные планирования по каждому году обучения, имеются авторская программа, рабочие тетради для учащихся и учителя.

Издательство «Вентана-Граф» представило программу под редакцией И.Н. Пономаревой и соответствующую ей линию учебников:

5-й класс: Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природа. Введение в биологию и экологию»;

6-й класс: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»;

7-й класс: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные»;

8-й класс: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек»;

9-й класс: Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. «Основы общей биологии».

Эта линия учебников отвечает современным требованиям в области биологического образования, включающим соответствие образовательным стандартам, преемственность обучения, приоритет его развивающей функции и экологизацию содержания основных разделов курса. При сохранении традиционной структуры разделов главными концептуальными идеями УМК авторы называют реализацию системно-структурного подхода к обучению.

Содержание и структура учебников предполагает последовательное формирование общих биологических и экологических понятий курса. В основу развития понятий положены дидактические принципы научности и доступности. Учебный материал излагается в соответствии с принципом от общего к частному и это определяет его существенное отличие от остальных линий учебников. Изучение разделов курса биологии прослеживается на разных уровнях организации живой материи (клеточном, тканевом, органном, организменном, биоценотическом и биосферном).

Авторский коллектив сконструировал учебники согласно логике развивающего обучения, предполагающего концентрацию частных понятий отдельных глав и тем вокруг общих биологических и экологических понятий всего курса биологии. Содержательное и методическое построение учебников направлено на развитие у школьников исследовательских навыков, вовлечения их в самостоятельную практическую деятельность.

Для реализации поставленных целей был разработан единый методический аппарат, который органично вплетен в содержательную часть. Он предполагает целенаправленную работу с новыми понятиями (выделения в тексте, наличие словарика терминов), организация усвоения нового материала (итоговая проверка блоков знаний, разнообразие форм и характера заданий), проведение практикума (лабораторные и практические работы, опыты и наблюдения). Методическое оснащение включает авторскую программу, методические пособия для учителя и рабочие тетради для учащихся в двух частях.

Для данной линии учебников разработана программа экологической составляющей курса биологии в основной школе и линия учебных пособий по экологии, которая фактически совместима со всеми учебниками традиционной структуры: Былова А.М., Шорина Н.И. «Экология растений», Бабенко В.Г. и др. «Экология животных», Федорова М.З. и др. «Экология человека. Культура здоровья», Швец И.М. и др. «Биосфера и человечество».

Издательство «Мнемозина» представило программу и линию УМК, созданную под руководством Д.И. Трайтака:

5-й класс: Андреева А.Е. «Природоведение»;

6-й класс: Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»;

7-й класс: Трайтак Д.И., Суматохин С.В. «Биология. Животные»;

8-й класс: Рохлов В.С., Трофимов С.Б. «Биология. Человек и его здоровье»;

9-й класс: Ефимова Т.М. и др. «Общая биология».

Предлагаемая линия учебников соответствует обязательному минимуму биологического образования, имеет концентрическую модель построения, а последовательность разделов по годам обучения традиционная.

Отличительной чертой учебников линии является практикоориентированный подход. Связь теории с практикой реализуется как через тексты учебника, непосредственно раскрывающие содержание учебной дисциплины, так и через блок практических работ и иллюстративный материал. Практикум включает обязательные работы и вариативные, предлагаемые на выбор педагогов и школьников.

Причем перечень работ составлен таким образом, что их можно организовать как на уроке, так и во внеурочное время в уголке живой природы, на школьном учебно-опытном участке или дома.

В ходе изучения биологии у школьников формируется понятие об органическом мире как совокупности живых систем разного уровня сложности (от клетки до биосферы). Свойства организмов рассматриваются как свойства биологических и экологических систем. Сквозь призму этих свойств раскрываются вопросы эволюционного развития и экологического взаимодействия.

Учебники линии прекрасно оформлены. Большинство иллюстраций представлено не только в виде отдельных самостоятельных единиц, но и в виде комплексных систем, дающих целостное представление об объекте изучения и процессах, протекающих в нем. К рисункам и схемам формулируются вопросы, активизирующие познавательную деятельность школьников.

Издательство «Владос» разработало программу и линию учебников под руководством А.И. Никишова:

5-й класс: Никишов А.И. «Естествознание»;

6-й класс: Викторов В.П., Никишов А.И. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»;

7-й класс: Никишов А.И., Шарова И.Х. «Биология. Животные»;

8-й класс: Любимова З.В., Маринова К.В. «Биология. Человек и его здоровье»;

Подобные документы

    Дидактические карточки как средство обучения. Анализ возможности современных школьных программ и учебников биологии в 6 классе для формирования экологических знаний. Особенности использования дидактических карточек при изучении биологии в 6 классе.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Классификация основных форм контроля знаний по биологии. Анализ школьного учебника и раздела "Животные" из тетради на печатной основе по биологии на наличие и достаточность контрольных и проверочных работ. Организация опытно-экспериментальной работы.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2014

    Роль иллюстрационного материала на уроках биологии. Работа с книгой на уроках биологии. Методические особенности организации работы с иллюстрационным материалом учебника по биологии. Анализ разных учебно-методических учебников по биологии 7 класса.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2011

    Разработка методики сочетания телекоммуникационных технологий с традиционными средствами обучения и воспитания. Применение компьютерных средств для информатизации уроков. Тестирования и опрос учащихся, оценка уровня их знаний по биологии в 8 классе.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2018

    Российский и зарубежный опыт создания школьных учебников по истории. Положительные и отрицательные стороны школьного учебника истории, возможности использования элементов этого опыта для совершенствования российских учебников, их методический аппарат.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2014

    Учебник математики как средство обучения табличному умножению и делению, его применение в процессе обучения младших школьников табличному умножению и делению. Сравнительная характеристика учебников по математике для 2 класса Л.Г. Петерсон и М.И. Моро.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2010

    Виртуальная экскурсия, как одна из форм организации учебной деятельности школьников по биологии. Цели и задачи ее проведения. Преимущества и недостатки такого метода обучения. Разработки виртуальных экскурсий при изучении раздела "Животные" в 7 классе.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2016

    Учебно-воспитательное значение в формировании всесторонне развитой личности школьных биологических дисциплин. Внеклассная работа как категория обучения биологии, ее характеристика, формы, виды и организация. Кружок юннатов как форма внеклассной работы.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2009

    Функциональное назначение кабинета биологии, требования к нему. Критерии оценки кабинета биологии в процессе экспертизы профессиональной деятельности учителя. Живой уголок в кабинете биологии и рекомендации по его организации. Описание кабинета биологии.

    курсовая работа , добавлен 13.08.2012

    Проблемы преподавания общей биологии студентам непрофильных специальностей. Типологизация стилей обучения. Компьютерные презентации в поддержку курса "Общей биологии" в контексте развития понятийного тезауруса у студентов І курса физического факультета.

Изучаемый материал изложен научным языком, в учебниках есть хорошие иллюстрации, схемы, таблицы, подробное описание опытов, доказывающих протекание тех или иных процессов (дыхание растений, наличие корневого давления, образование крахмала в листьях растений), которые к тому же легко осуществить на уроке, интересные факты по изучаемой теме. Важно, что в учебнике есть задания исследовательского характера различного уровня сложности. Замечательным дополнением к учебнику служит рабочая тетрадь, содержащая разноуровневые задания.

Изучая научную литературу по биологии, учащиеся сталкиваются с информацией о новых достижениях и открытиях в этой области познания, что в свою очередь связано с развитием новых экспериментальных методик, основанных на реализации усовершенствованных технологий. Убеждаясь в том, что современные биологические открытия необходимы человечеству, учащиеся начинают рассматривать биологию не просто как школьный предмет, а как важную область исследования, в которой еще много нерешенных вопросов.

ЧЕЛОВЕК – ЧАСТЬ БИОСФЕРЫ

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.


Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.

Демонстрации: Строение и разнообразие клеток организма человека 3.Ткани организма человека,

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, Механизм вдоха и выдоха итд.

Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения тканей 2.Изучение микроскопического строения крови, Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал итд.

45. Охарактеризуйте лабораторную работу как практический метод обучения.

Лабораторные работы – это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

Лабораторные работы - изучение в школьных условиях явлений природы с помощью специального оборудования.

Ценность лабораторных работ в том, что они способствуют связи теории с практикой, вооружают учеников одним из методов исследования в естественных условиях, формируют навыки использования приборов, учат обрабатывать ты результаты измерений и делать правильные научные выводы и предложения. Организационно такие работы проводятся в форме фронтальных занятий или индивидуально.

В начале лабораторной работы учитель инструктирует учащихся, формулируя ее цель, знакомя их с оборудованием, объясняя, в какой последовательности и как выполнять работу, вести записи и оформлять результаты. Для лабораторных работ составляют карточки-инструкции, с которыми ученики могут ознакомиться индивидуально. Учитель следит за выполнением работы каждым учеником и в случае необходимости дает консультацию. При выполнении лабораторной работы учащиеся должны соблюдать правила техники безопасности. Завершается лабораторная работа устным или письменным отчетом каждого ученика.

В соответствии с новой концепцией биологического образования и действующим в настоящее время учебным планом приоритетными направлениями при обучении биологии в школе является увеличение значения экологических знаний и гуманизация учебного процесса в целом.

Проанализировав программы по биологии для шестых классов с целью выявления условий обеспечения учащихся экологической грамотностью, мы установили, что:

1. Программа "Естествознание" (авторы И.Т. Суравегина и др.) имеет следующее экологическое содержание - экосистемы; качество окружающей среды и ее охрана; природные факторы; антропогенные факторы среды. Кроме того, учащиеся получают первоначальные знания о мониторинге и тех мерах, которые человек должен предпринимать, чтобы сохранить природную среду.

Перечислим те идеи, которые обеспечивают экологизацию рассматриваемого курса:

ь Знакомство с природными системами и их иерархическими рядами;

ь Введение понятия "окружающая среда";

ь Показ включенности человека в природные сообщества как субъекта деятельности;

ь Обозначение в явном виде ценностных ориентаций;

ь Введение элементов биологической экологии, глобальной экологии, экологии человека и социальной экологии.

Своеобразие этой программы состоит в том, что на заключительных этапах каждого года обучения (в том числе и 6-го класса) проводится полевая практика, которая обеспечивает разнообразную общественно полезную деятельность учащихся по изучению и сбережению природы своей местности. Это имеет большое воспитательное значение. Реальный вклад учащихся в сохранение окружающей среды является наряду со знаниями и умениями одним из критериев эффективности экологического образования. Полевая практика включает три основных направления:

Изучение и оценку состояния природы родного края.

Охрана природы.

Пропаганда полученных знаний.

2. Программа "Живой организм" (автор Н.И. Сонин) построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения, в том числе и экологические: природное сообщество, экосистемы, цепи питания, жизненные формы организмов, единство организма и среды, обмен веществ и энергии, среда обитания, факторы среды, влияние факторов неживой природы на живые организмы.

3. Программа "Естествознание" (авторы И.Ю. Алексашкина и Н.И. Орещенко) декларирует, что одним из ведущих направлений курса является идея взаимосвязи человека и природы, а среди задач курса есть задача выработки у учащихся системы знаний-убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений "Человек - Природа" как основы экологического образования и воспитания учащихся, а так же задача формирования гуманистических, нравственных идеалов как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе.

4. Курс "Биология - 6" - раздел: "Растения. Бактерии. Грибы и лишайники" (автор И.Н. Пономарева) имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растении и растительности: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а так же привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от организменного уровня биосистем к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах. Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом. Со значением растений в природе; ролью человека в природе.

5. Одной из задач, поставленных в учебнике "Биология. Бактерии, грибы, растения" (автор В.В. Пасечник) является задача "обеспечить экологическое образование и воспитание, формировать ответственное отношение к природе" (56). В связи с этим при изучении биологии в шестом классе вводятся экологические понятия о взаимосвязях растений с окружающей средой. Считаем, что для развития этого сложного понятия необходимо знакомить учащихся со средой обитания растений, условиями их жизни, экологическими факторами среды и их воздействиями на растения.

При анализе отражения экологического содержания в программах мы исходили из принятой в методической литературе системы, включающей понятие о среде и факторах среды, экологии организмов, биогеоценологии, экологии популяций, социальной экологии (54). В современной программе содержится материал для развития всех рядов понятий. Что совпадает с предшествующей программой в разделе "Бактерии. Грибы. Растения". Однако изменилось содержание раздела "Бактерии. Грибы. Растения": материал о бактериях и грибах вынесли в отдельный раздел. Так как по своему строению и жизнедеятельности эти организмы в значительной степени отличаются от растений, их выделили в самостоятельные царства. Например: изучение листа и стебля как органов побега проводится в теме "Побег". Темы "Цветок" и "Плод", согласно современной программе, изучаются после темы "Строение семени". Тема, обобщающая экологические понятия, изучается как заключительная в курсе биологии шестого класса. При изучении корня программа рекомендует раскрыть понятие об охране почв. В связи с рассмотрением роли растений в природе в теме "Побег" программа рекомендует раскрыть необходимость защиты воздуха от загрязнений и озеленение населенных пунктов и помещений. Понятия социально-экологического ряда: "охрана растений", "охрана лесов", "защита среды обитания растений", "деятельность человека" и другие представлены в каждом разделе, за исключением главы "Клеточное растение организмов".

Понятие "охрана растений" имеет сложный состав содержания и структуру. Его глубокое усвоение невозможно без материала, определяющего знания о среде и факторах среды, экологии организмов, биогеоценологии. В программе имеются условия для формирования знаний о среде, факторах среды, аутэкологии в связи с изучением строения, свойств, физиологических процессов в растении. Элементы биогеоценологических понятий присутствуют, в основном, в главе "Природные сообщества".

Таблица 1.

Основные экологические понятия раздела ""Бактерии. Грибы. Растения" по таблице И.Н. Пономаревой

I ряд: понятия о среде и факторах среды

II ряд: понятия экологии организмов (аутэкологические)

IV ряд: понятие биогеоценологии (биогеоценологические)

V ряд: понятия социальной экологии (социально-экологические

1. Окружающая

2. Среда жизни (водная, суша, почва, организм).

3. Условия жизни.

4. Экологичес-

кие факторы

(абиотические,

антропогенные)

1. Проявление свойств организмов в зависимости от условий

2. Черты приспособ-

ленности.

3. Организм и среда.

4. Экологические

группы: светолюбивые,

тенелюбивые,

холодостойкие, насекомоопыляемые,

ветроопыляемые).

1. Растительные сообщества.

2. Характеристика

растительного

сообщества - видовой состав, ярусное строение,

биотические связи.

3. Круговорот веществ в природе.

4. Смена растительного сообщества.

5. Многообразие растительных сообществ

(лес, болото, сад, парк, поле).

1. Загрязнение природной среды (почвы, воздуха, воды, и др.).

2. Уменьшение фотосинтезирую-щих площадей (вырубка лесов, сокращение растительности).

3. Обеднение видового состава (уменьшение количества видов в биоценозах, "редкие растения", "сорные растения и др.).

4. Защита природной среды от загрязнений (строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий).

5. Охрана природы (видового разнообразия, расширенное воспроизводство растений, охрана среды обитания. Рациональное использование растительных ресурсов, охраняемых территории).

6. Оптимизация природной среды (создание культурных биогеоценозов, условий жизни, зон отдыха, озеленение).

7. Поведение человека в природе,

8. Деятельность человека по отношению к природе.

Учебные задачи, определенные программой реализуются в школе обычно с опорой на школьный учебник. Поэтому для установления фактического содержания экологического образования, проводился анализ школьных учебников по биологии "Бактерии. Грибы. Растения" (53).

Представляется рациональным характеризовать содержание учебника по степени раскрытия понятий. При этом отмечаем, что в тексте учебника встречается упоминание экологического материала, объяснение экологического явления, введение соответствующего термина и формулировка, определяющее понятие.

На конкретных примерах в учебнике встречается объяснение экологических явлений и понятий. Это относится к таким понятиям как "светолюбивые", "теневыносливые" и "факторы неживой и живой природы". Наблюдается раскрытие программного материала с дальнейшей экологической трактовкой. Показано влияние условий окружающей среды на проявление свойств растительного организма. Функции листа описаны с показом зависимости физиологических процессов от интенсивности действия факторов среды (§25). При раскрытии вопроса о распространении плодов и семян объясняется, что ветер, вода, животные, человек - являются необходимыми приспособлениями для распространения семян (§31). При изучении листопада не показывается его значение для почв, для организмов, населяющих биогеоценоз (§36).

В учебнике отведена отдельная тема об экологических группах растений по отношению к свету, к температуре, к влаге (§54).

При анализе темы "Природные сообщества" мы обнаружили, что в ней на доступных примерах раскрывается содержание понятий "растительное сообщество", "смена растительных сообществ", ярусность в растительном сообществе", взаимосвязь растений в сообществе, создаются условия для включения понятий "биогеоценоз", "фитогенное", "антропогенное" влияние на растения в сообществе (§56). В §59 "Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений" содержание посвящено обобщению социально-экологических понятий, которые здесь принимают природоохранительный характер.

Большое значение для раскрытия содержания учебника и формирования знаний учащихся имеют иллюстрации. Мы проанализировали имеющиеся в учебнике иллюстрации и сделали вывод, что использовать их для формирования экологических знаний можно лишь частично. Из 208 рисунков, схем, фотографий, помещенных в учебнике при изучении раздела "Растения", лишь 19 направлены на развитие экологических понятий.

Таблица 2.

Анализ иллюстраций школьного учебника "Биология. Бактерии, грибы, растения" (автор В.В. Пасечник) шестого класса

В теме "Классификация растений" изучается многообразие растительного мира, особенности строения растений различных классов, семейств. Это находит отражение в содержании иллюстраций учебника.

Большое значение в процессе преподавания имеют вопросы и задания к текстам и иллюстрациям учебникам. Из 527 вопросов и заданий: 73 способствуют развитию экологических понятий; 42 вопроса с экологическим содержанием приходятся на заключительные разделы учебника; 30 вопросов включены в задания после параграфов, предшествующих изучению экологических понятий. Например, такие как "Какие факторы среды могут оказать влияние на растения? (§25), "Как влияют на испарение воды растениями условия внешней среды? (§36), "Почему семена разных растений высевают в разные сроки? (§38). Что и отражено в таблице 4.

Таблица 3.

Анализ вопросов и заданий школьного учебника "Биология. Бактерии, грибы, растения" (автор В.В. Пасечник) шестого класса

Проведенный анализ содержания, иллюстраций, вопросов в параграфах, заданий учебника показывает, что школьники до изучения экологической темы в конце курса биологии 6 класса получают достаточную подготовку к ее усвоению. Несмотря на стремление школьной программы по биологии к экологизации содержания, школьный учебник имеет, в основном, содержание морфолого-анатомическое и систематическое, экологического материала мало.

Итак, анализ состояния изучения экологического материала в курсе биологии 6 класса показал, что раздел "Бактерии. Грибы. Растения" имеет большие возможности для осуществления целенаправленного, систематического формирования и развития экологических понятий.