Технологическая карта на монтаж опор вл. Установка опор воздушных линий Сборка опор 1у110.1.10 технологическая карта


Типовые технологические карты К-III-24 разработаны отделом организации и механизации строительства линий электропередачи (ЭМ-20) института «ОРГЭНЕРГОСТРОЙ».

СОСТАВИТЕЛИ: Б.И. РАВИН, Г.Н. ПОКРОВСКИЙ, В.М. ДУБРОВИН, П.И. БЕРМАН, Г.А. КОРСАКОВ.

Типовыми технологическими картами сборника К-III-24 предусмотрены подъем и установка промежуточных свободностоящих металлических болтовых опор методом поворота с помощью крана ТК-53 и трактора Т-100М.

Технологические карты составлены согласно методическим указаниям по разработке типовых технологических карт в строительстве, утвержденным Госстроем СССР 2 июля 1964 г., и служат руководством при сооружении линий электропередачи 35 - 110 кВ на унифицированных опорах.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Сборник К-III-24 состоит из шести технологических карт: К-III-24-1, К-III-24-2, К-III-24-3, К-III-24-4, К-III-24-5 и К-III-24-6 на установку на фундаменты промежуточных свободностоящих металлических болтовых опор ВЛ 35 - 110 кВ типов: П110-5, П110-6, ПС110-5, ПС110-6, ПС110-13 и П35-2, разработанных Северо-Западным отделением Энергосетьпроекта (см. чертежи № 3078тм-115; 3078тм-116; 3079тм-т4-3; 3079тм-т4-6; 3079тм-т5-9 и 3078тм-102.

Карты служат руководством для сооружения линий электропередачи на указанных опорах, а также в качестве пособия при составлении проектов производства работ.


Общие виды опор и их показатели приведены в соответствующих картах.

2. При привязке типовых карт к конкретному объекту следует уточнить отдельные технологические операции, калькуляцию трудовых затрат и нормы расхода эксплуатационных материалов.

3. Типовые технологические карты предусматривают установку промежуточных свободностоящих металлических опор на готовые фундаменты при поточном строительстве линий электропередачи специализированными подразделениями механизированных колонн.

4. До начала установки каждой опоры должны быть выполнены следующие работы, которые в картах не учтены:

а) закончено сооружение фундаментов;


7. На установленную опору должен заполняться журнал утвержденной формы.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ УСТАНОВКИ ОПОР

1. Каждая опора устанавливается на фундаменты бригадой рабочих, снабженной приспособлениями, механизмами и такелажем, перечисленным в каждой карте.

2. Перед началом установки опоры должны быть выполнены работы, предусмотренные в п. 4 «Общей части».

3. Руководитель подъема опоры обязан до начала работы проверить соответствие размеров по центрам железобетонных подножников (фундаментов) с размерами опоры, а также проверить вертикальные отметки фундаментов.

В случае обнаружения отклонений, превышающих установленные допуски, подъем опоры разрешается производить только после устранения обнаруженных дефектов.


г) закрепить тяговый трос к лебедке трактора Л-8;

д) с помощью стропа (поз. 7) поднять опору на высоту, указанную в соответствующих картах;

е) тяговым тросом удержать опору на высоте, на которую поднял опору кран;

ж) крану ТК-53 освободиться от стропа и перейти на место, указанное в картах, и закрепить тормозной трос;

з) тяговому трактору и крану, стоящему на тормозе, довести опору да вертикального положения;

и) после подъема опору закрепить навинчиванием гаек на анкерные болты, при этом они (гайки) не должны доходить вплотную к поверхности башмаков опоры. Затем опору можно наклонить тяговым полиспастом и снять монтажные шарниры;

к) выверить стойку опоры согласно нормам и допускам, указанным в каждой карте, и окончательно закрепить стойку на фундаменте с закерниванием гаек.

Для выравнивания опоры допускается установка подкладок между пятой опоры и фундаментом.

Размеры подкладок должны быть не менее 150?150 мм. Общая высота подкладок не должна превышать 40 мм. После выверки подкладки привариваются к пяте опоры;

л) демонтировать со стойки опоры такелаж.

Рис. 1 Временное крепление железобетонных подножников

а - Монтажный шарнир; б - Распорки из бревен; в - Упор из бревна; д - Клинья из бруса

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ТРУДА РАБОЧИХ

1. Опоры на фундаменты устанавливает бригада рабочих в составе:

2. Распределение обязанностей в бригаде:

а) бригадир проверяет прямолинейность опоры, наличие деталей для крепления проводов, расстояние между башмаками опоры и расстояние между центрами анкерных болтов фундамента;

б) электролинейщик IV, III и два человека II разряда производят работы по сборке подъемной схемы, укрепление, если это требуется, распорками фундаментами (подножников) согласно рис. 1;

в) расстановку рабочих на момент подъема бригадир определяет в зависимости от местных условий.

Со своего пункта бригадир должен видеть поднимаемую опору, механизмы и рабочих, участвующих в подъеме.

3. Продолжительность смены принята 8,2 часа.

ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УСТАНОВКЕ ОПОР

При установке опор необходимо соблюдать правила техники безопасности, приведенные во «Временных инструктивных указаниях по технике безопасности при строительстве воздушных линий электропередачи.

Особо следует обратить внимание на следующие пункты:

6.36. В момент подъема опоры находиться под опорой, между тяговым механизмом и опорой, под тяговыми и тормозными тросами, стрелой и расчалками запрещается.

6.48. Производить крепление растяжек, тормозного троса, блоков и других приспособлений в процессе подъема опоры запрещается.

Влезать на опору в процессе подъема, а также на незакрепленную опору запрещается.

6.53. Влезать на незакрепленную опору без предохранительного пояса, производить работы наверху опоры без закрепления пояса запрещается.

6.54. Демонтированные такелажные тросы и приспособления сбрасывать с опоры запрещается.

Перед спуском такелажных тросов и приспособлений (с помощью веревки и блочка) рабочий, находящийся на опоре, должен предупредить людей, находящихся внизу, о необходимости удаления в безопасную зону.

Лишь после ухода людей из опасной зоны рабочему, находящемуся на опоре, разрешается спускать такелаж и приспособления.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГ ИЧЕСКАЯ КАРТА

ВЛ 35 - 110 кВ

УСТАНОВКА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ СВОБОДНОСТОЯЩИХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОПОР ТИПА П110-6 НА ВЛ 110 кВ

К-III-24-2

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕ НИЯ

Технологическая карта К-III-24-2 служит руководством для установки на фундаменты промежуточных металлических болтовых опор типа П110-6 на линиях электропередачи 110 кВ.

Карта разработана по чертежам, приведенные на монтажной схеме опоры № 3078тм-116 СЗО Энергосетьпроекта.

Настоящая карта распространяется на установку опор типов П110-4, П110-2 и П150-2 по схемам, приведенным в обзорном листе № 3078-тм-т1 СЗО Энергосетьпроекта.

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ НА УСТАНОВКУ ОДНОЙ ОПОРЫ

УКАЗАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ

Общие указания по организации технологии установки опор и методов труда рабочих, относящиеся ко всем картам, приведены на листах 4 - 9 настоящего сборника.

Установка опоры П110-6 производится согласно схеме, приведенной на рис. 9.

Временное крепление железобетонных подножников от сдвига показано на рис. 1 (см. лист 8).

Закрепление тягового и тормозного тросов показано на рис. 10 (см. лист 26).

Узел строповки опоры за крюк крана приведен на рис. 5 (см. лист 16).

Детали стропов даны на рис. 11 (см. лист 27).

Установленная на фундаменты опора должна удовлетворять допускам, приведенным на рис. 12.

Механизмы, приспособления инструменты и материалы, потребные для установки опор, приведены на листах 29 - 30.

Техническая характеристика опоры

Тип опоры

Вес металла, кг

К-во деталей, шт.

К-во болтов, шт.

Вес с гайками и шайбами, кг

Вес наплавленного металла, кг

Общий вес опоры без цинкового покрытия, кг

Вес цинкового покрытия, кг

Общий вес опоры с цинковым покрытием, кг

Рис. 9 Схема подъема опоры П110-6

1 - Трактор Т-100М с лебедкой Л-8; 2 - Кран ТК-53; 3 - Блок однорольный Q = 10 тс; 4 - Тяговый трос? 18 мм; 5 - Тормозной трос? 13,5; 6 - Строп

а - Прокладки из круглого леса d = 200 мм, l = 500 мм протесать две грани; 6 - строп из троса? 20 мм

Рис. 11 Детали стропов

7 - Строп из троса? = 20 мм; 6 - Строп из троса? = 20 мм; 4 - Тяговый трос? = 18 мм; 5 - Трос тормозной? = 13,5 мм; 10 - Коуш D = 45.

Рис. 12 Допускаемые отклонения при установке опор П110-6

А - отклонение опоры от вертикальной оси вдоль и поперек линии не более 1:200 высоты опоры; Б - смещение конца траверсы от линии, перпендикулярной к оси трассы, не более 100 мм.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (ДЛЯ ОДНОЙ БРИГАДЫ)

I . Механизмы

II . ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ

Наименование

Примечание

Блок однорольный Q = 10 т шт.

По нормали

Трос стальной? = 18,0 мм (тяговый трос), l = 150 м шт.

ГОСТ 3071-66

Трос стальной? = 13,5 мм для тормоза опоры, l = 60 м шт.

13,5-Г-1-Н-160

ГОСТ 3071-66

Строп из стального троса? = 20 к тяговому тросу, l = 12 м шт.

ГОСТ 3071-66

Универсальный строп из стального троса? = 20 мм, l = 4,2 м шт.

ГОСТ 3071-66

Коуш Д = 45 для стального троса? = 13,5 мм шт.

ГОСТ 2224-43

Скобы монтажные СК-16-1А шт.

ГОСТ 2724-67

Ключи сборочные под болты:

Домкрат реечный 5 т шт.

Ломы диаметром 28 мм шт.

Лопаты штыковые шт.

Пилы поперечные шт.

Топоры шт.

Кувалды 5 кг шт.

Пояса монтерские с карабинами и цепями комплект

Зубило слесарное шт.

Рулетка стальная 20 м шт.

Отвес шт.

Теодолит с треногой комплект

Веревка хлопчатобумажная диаметром 20 мм м

Термос для воды с кружкой шт.

Аптечка комплект

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВРЕМЕННОГО КРЕПЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПОДНОЖНИКОВ

КАЛЬКУЛЯЦИЯ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ

Основание норм

Состав работы

Состав бригады

Един. изм.

Объем работ

Трудозатраты

Профессия и разряд

норма врем. на един., чел.-ч

на весь объем, чел.-дней

в зимних услов. К = 1,183

ЕНиР, сборник 23, § 23-3-13, выпуск 3, табл. 3, п. 10, а, б, применительно

Установка промежуточной металлической болтовой опоры П110-6 оцинкованной свободностоящей (весом 3,856 кг) при помощи тракторного крана ТК-53 и трактора в равнинных условиях

Электролинейщ. V р.

Машинист крана VI р.

-"- трактора 7 р.

а) Электролинейщик

б) Машинисты

ЦНиБ МСЭС. Нормы и расц. выпуск 1966 г., § 16

Очистка площади от снега в зимнее время

Затрата времени, бригадо-дней:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА СБОРКУ И МОНТАЖ ОПОР ПРИ СООРУЖЕНИИ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ

Область применения

Типовая технологическая карта разработана на сборочные работы и монтаж опор для линий электропередачи.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПОРАХ

Типы опор . По назначению опоры делят на промежуточные (П), анкерные (А), угловые (У), концевые (К) и специальные (С). Места расположения на трассе опор различных типов были показаны на плане и профиле участка ВЛ 10 кВ.

Промежуточные опоры, устанавливаемые на прямых участка трассы ВЛ, предназначены только для поддержания проводов и не рассчитываются на нагрузки от тяжения проводов вдоль линии. В нормальном режиме работы промежуточные опоры воспринимают вертикальные и горизонтальные нагрузки от массы проводов, изоляторов, арматуры и давления ветра на провода и стойки опор. В аварийном режиме (при обрыве одного или нескольких проводов) промежуточные опоры воспринимают нагрузку от тяжения оставшихся проводов, подвергаются кручению и изгибу. Поэтому их рассчитывают с определенным запасом прочности. Промежуточные опоры на линиях составляют 80-90%.

Анкерные опоры, устанавливаемые на прямых участках трассы для перехода ВЛ через инженерные сооружения (автодороги, линии связи) или естественные преграды (овраги, реки), воспринимают продольную нагрузку от разности тяжения проводов и тросов в смежных анкерных пролетах. При монтаже линии анкерные опоры воспринимают продольную нагрузку от тяжения подвешенных с одной стороны проводов. Конструкция анкерных опор должна быть жесткой и прочной.

Угловые опоры, устанавливаемые на углах поворота трассы ВЛ, при нормальных условиях воспринимают равнодействующую сил тяжения проводов и тросов смежных пролетов, направленную по биссектрисе угла поворота линии. Угловые опоры бывают промежуточные и анкерные. Промежуточные устанавливают при небольших углах поворота линии, где нагрузки невелики. При больших углах поворота применяют анкерные опоры, имеющие более жесткую конструкцию.

Концевые опоры являются разновидностью анкерных и устанавливаются в конце или начале линии. При нормальных условиях работы линии они воспринимают нагрузку от одностороннего тяжения проводов.

Помимо рассмотренных так называемых нормальных опор на линиях электропередачи устанавливают также специальные опоры:

транспозиционные - для изменения порядка расположения проводов на опорах;

ответвительные - для устройства ответвлений от магистральной линии;



перекрестные - для пересечения ВЛ двух направлений;

противоветровые - для усиления механической прочности ВЛ;

переходные - для переходов ВЛ через естественные препятствия и искусственные сооружения и др.

По способу закрепления в грунте опоры подразделяют на устанавливаемые непосредственно в грунт и на фундаменты.

По конструкции опоры делят на свободностоящие и с оттяжками. Оба типа опор могут быть одностоечными и портальными. К свободностоящим опорам относят также А - образные опоры и опоры с подкосами. Свободностоящие опоры рассчитаны на передачу действующих на них нагрузок непосредственно через стойки на грунт или фундамент. Стойки опор с оттяжками передают на грунт или фундамент только вертикальные нагрузки; поперечные и продольные (относительно оси ВЛ) нагрузки передаются на грунт оттяжками, закрепленными за анкерные плиты.

По количеству проводов как опоры, так и ВЛ могут быть одно-, двух - и многоцепными.

По материалу опоры бывают деревянные, железобетонные и стальные.

Расположение проводов на опорах . Количество проводов на опорах может быть разным. Как правило, каждая ВЛ состоит из трех фаз, поэтому опоры одноцепных ВЛ напряжением выше 1 кВ (рис.1, а) рассчитывают на подвеску трех фазных проводов (2, 3, 5), т.е. одной цепи; На опорах двухцепных ВЛ (рис.1, б) подвешивают две параллельно идущие цепи, т.е. шесть проводов (2,3,5 и 6, 7, 8).

Рис.1. Расположение проводов на опорах ВЛ:

а - одноцепной,

б - двухцепной,

в - до 1 кВ,

г, д - при подвеске на одноцепной и двухцепной по схеме "зигзаг";

2, 3, 5, 6. 7, 8 - провода,

4 - грозозащитный трос

Сооружают также ВЛ с расщепленными фазами, на которых вместо одного фазного провода большого сечения подвешивают несколько скрепленных между собой проводов меньшего сечения. Обычно в каждой фазе ВЛ 6-220 кВ подвешивают по одному проводу, ВЛ 330 кВ - два провода, расположенных горизонтально, ВЛ 500 кВ - три провода по вершинам треугольника, ВЛ 750 кВ - четыре провода по углам квадрата или пять проводов по углам пятиугольника и ВЛ 1150 кВ - восемь проводов по углам восьмиугольника. Расщепленные фазы позволяют увеличить передаваемую мощность, уменьшить потери (при одинаковой площади сечения проводов), а в некоторых случаях отказаться от установки гасителей вибрации.



Если необходимо, над фазными проводами подвешивают один или два грозозащитных троса 4.

Опоры ВЛ до 1 кВ (рис.1, в) позволяют подвешивать от 5 до 12 проводов для электроснабжения различных потребителей по одной ВЛ (наружное и внутреннее освещение, электросиловое хозяйство, бытовые нагрузки). На ВЛ до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью в дополнение к фазным подвешивают нулевой провод. Кроме того, на одних и тех же опорах могут быть подвешены провода линий разного напряжения и назначения.

Расположение проводов на опорах может быть горизонтальным (в один ярус), вертикальным (друг над другом в два-три яруса) и смешанным, при котором вертикально расположенные провода смещены относительно друг друга по горизонтали. Кроме того, на одноцепных опорах провода часто располагают треугольником.

Разрабатывается и совершенствуется новая система подвески проводов на промежуточных опорах по схеме "зигзаг". При этом на одноцепных ВЛ (рис.1, г) нижний провод 5 на первой опоре подвешивают к нижней траверсе, а на второй - к верхней; нижний провод 3 подвешивают наоборот: на первой опоре - к верхней траверсе, а на второй - к нижней. Верхний провод 2 крепят на первой опоре с правой стороны верхней траверсы, а на второй - с левой. Высота подвеса нижних проводов при такой схеме увеличивается в среднем на половину расстояния между нижней и верхней траверсами, что позволяет увеличить пролет между опорами или уменьшить высоту опор.

Подвеска проводов по схеме "зигзаг" на двухцепных ВЛ (рис.1, д) позволяет еще больше увеличить длину пролетов, однако при этом несколько усложняется конструкция опор.

Унификация и обозначение опор. По результатам многолетней практики строительства, проектирования и эксплуатации ВЛ определяют наиболее целесообразные и экономичные типы и конструкции опор для соответствующих климатических и географических районов, напряжений ВЛ и марок проводов и систематически проводят их унификацию. При этом количество типов опор и их деталей максимально сокращается. Многие унифицированные детали могут применяться как для различных типов опор, так и для опор ВЛ разных напряжений. Так, железобетонные пасынки для деревянных опор ВЛ всех напряжений приняты одного профиля -трапецеидального (трех типоразмеров).

Унификацией, проведенной в 1976 г., принята следующая система обозначения металлических и железобетонных опор ВЛ 35-330 кВ. Буквами П и ПС обозначают промежуточные опоры, ПВС - промежуточные с внутренними связями, ПУ или ПУС - промежуточные угловые, ПП - промежуточные переходные, У или УС - анкерно-угловые, К или КС - концевые. Буквой Б обозначают железобетонные опоры, а отсутствие ее указывает, что опоры стальные. Цифры 35, 110, 150, 220 и т.д., следующие после букв, указывают напряжение ВЛ, а цифры, стоящие за ними после дефиса,- типоразмер опор. Буквы У и Т добавляют соответственно в обозначение промежуточных опор, используемых в качестве угловых, и с тросостойкой. Например, обозначение ПБ110-1Т расшифровывается так: промежуточная одноцепная одностоечная железобетонная опора с тросостойкой для ВЛ 110 кВ.

Деревянные опоры обозначают в соответствии с унификацией 1968-1970 гг., по которой после букв П, У, С и Д, означающих соответственно промежуточные, анкерно-угловые, специальные и деревянные опоры, следуют цифры, указывающие напряжение ВЛ и условный номер типоразмера опоры (нечетный - для одноцепных и четный - для двухцепных). Например, обозначение УД220-1 расшифровывается так: деревянная анкерно-угловая одноцепная опора для ВЛ 220 кВ.

Унификация опор позволяет применять индустриальные методы их сборки и монтажа с использованием электроинструмента, кранов, буровых машин, а также организовать массовое производство элементов на специализированных заводах, что сокращает время строительства ВЛ.

Железобетонные опоры

Для сооружения ВЛ напряжением до 750 кВ включительно широко применяются железобетонные опоры. В настоящее время доля ВЛ с железобетонными опорами составляет около 80% протяженности всех строящихся линий.

Железобетонные опоры обладают высокой механической прочностью, долговечны и не требуют больших расходов при эксплуатации. Затраты труда на их сборку значительно ниже, чем на сборку деревянных и металлических. Недостатком железобетонных опор является большая масса, что удорожает транспортные расходы и вызывает необходимость применения при сборке и монтаже кранов большой грузоподъемности.

В железобетонных опорах основные усилия при растяжении воспринимает стальная арматура, а при сжатии - бетон. Примерно одинаковые коэффициенты температурного расширения стали и бетона исключают появление в железобетоне внутренних напряжений при изменениях температуры. Положительным качеством железобетона является также надежная защита металлической арматуры от коррозии. Недостаток железобетона - образование в нем трещин.

Для повышения трещиностойкости железобетонных конструкций применяют предварительное напряжение арматуры, которое создает дополнительное обжатие бетона. В качестве арматуры применяют стальную проволоку периодического профиля или круглую, стержни и семипроволочные стальные пряди.

Основными элементами железобетонных опор являются стойки, траверсы, тросостойки и ригели.

Железобетонные стойки кольцевого сечения (конические и цилиндрические) изготовляют на специальных центробежных машинах (центрифугах), формующих и уплотняющих бетон. Стойки прямоугольного сечения изготовляют способом вибрирования, при котором уплотнение бетона в формах производят вибраторами. Для линий электропередачи напряжением 110 кВ и выше используют только центрифугированные стойки, а для опор ВЛ до. 35 кВ - как центрифугированные, так и вибрированные.

Центрифугированные конические стойки СК изготовляют шести типоразмеров длиной 19,5-26 м (диаметр комля 560 и 650 мм), а цилиндрические СЦ - семи типоразмеров длиной 22,2-26,4 м (диаметр комля 560 мм). Начат выпуск новых центрифугированных цилиндрических стоек длиной 20 м и диаметром 800 мм, на базе которых разработаны свободностоящие анкерно-угловые опоры для ВЛ до 330 кВ включительно, а также промежуточные портальные опоры высотой 40 м, состоящие из двух стоек, соединенных фланцами.

Вибрированные стойки прямоугольного сечения имеют длину 16,4 м и сечение верхней и нижней частей соответственно 200X200 и 380X380 мм. Для опор ВЛ напряжением до 10 кВ применяют вибрированные стойки СНВ длиной 9,5 и 11 м с поперечным сечением нижней части от 170Х 170 до 280Х 185 мм, а также центрифугированные конические стойки С длиной 10 и 11 м с диаметром нижнего основания 320-335 мм и верхнего 170 мм, имеющие сквозные отверстия для крепления оснастки.

Опоры ВЛ до 1 кВ. На ВЛ до 1 кВ устанавливают унифицированные железобетонные свободностоящие одностоечные (промежуточные), а также одностоечные с подкосами и А - образные (угловые, анкерные и концевые) опоры. В отдельных случаях анкерные и угловые опоры собирают из двух установленных рядом вертикальных стоек.

Из вибрированных стоек СНВ собирают одностоечные опоры и опоры с подкосами, рассчитанные на подвеску от двух до девяти проводов ВЛ и двух - четырех проводов радиосети. Все типы опор имеют стальные траверсы с приваренными штырями. Стойки высотой 9,5 и 11 м снабжены закладными деталями с отверстиями, позволяющими крепить траверсы одним болтом. На этих опорах можно устанавливать светильники наружного освещения, кабельные муфты и кронштейны для ответвлений проводов.

Рис.2. Железобетонные опоры ВЛ до 1 кВ:

а - промежуточная,

б -угловая,

в - анкерная (концевая);

1 - центрифугированная коническая стойка,

2 - раскос,

4 -траверсы,

5 - подтраверсники,

6,7 - анкерная и опорная плиты

На рис.2, а - в показаны железобетонные опоры с коническими центрифугированными стойками длиной 10,1 м и деревянными траверсами из пропитанного бруса сечением 100X80 мм. Промежуточные опоры (рис.5, а) состоят из стоек 1 и траверс 4. В слабых грунтах или при большом числе проводов их укрепляют ригелями.

Угловые А - образные опоры (рис.2, б) имеют две стойки одинаковой длины, верхушки (рис.3) которых соединены между собой пластинами 2 и двойными траверсами 3. Траверсы закрепляют настойках сквозными болтами и соединяют между собой для жесткости планками 6. На стойке, работающей на растяжение (см. рис.2, б), устанавливают анкерную плиту 6, усиливающую сопротивление опоры выдергиванию, а на сжатой стойке - опорную плиту 7, уменьшающую удельную нагрузку на грунт.

Рис.3. Верхушка. А- образной угловой железобетонной опоры ВЛ до 1 кВ:

1 - центрифугированные стойки,

2 - пластина,

3 - траверсы,

5 - болты крепления траверс,

6 - планки,

Концевые А - образные опоры (см. рис.2, в) аналогичны по конструкции угловым и отличаются от них креплением траверс (применены подтраверсники 5).

Проводятся работы по созданию стеклопластиковых траверс, одностоечных анкерных и угловых опор. Отдельные участки ВЛ с такими траверсами и опорами находятся в опытно-промышленной эксплуатации.

Опоры ВЛ 6-10 кВ. На ВЛ 6-10 кВ применяют одностоечные промежуточные, одностоечные с подкосами и А - образные - угловые, концевые и анкерные опоры. Одностоечные промежуточные опоры из вибрированных стоек СНВ (рис.4, а) снабжены траверсой 2, рассчитанной на подвеску трех алюминиевых проводов сечением до 120 мм . На одностоечных с подкосом угловых (рис.4, б) и анкерных опорах из таких же стоек подкосы 5 крепят металлическими кронштейнами 4, а провода - на отдельных для каждой фазы стальных траверсах 3.

Рис.4. Железобетонные одностоечные опоры ВЛ 6- 10 кВ:

а - промежуточная,

б - угловая с подкосом;

1 - стойка,

2, 3 - стальные траверсы.

4 - кронштейн для крепления подкоса

Одностоечные промежуточные, а также угловые, концевые и анкерные А -образные опоры из центрифугированных стоек имеют стандартные деревянные траверсы сечением 100X80 мм (их крепят сквозными болтами и раскосами), а также верхушечные штыри.

Опоры ВЛ 35-500 кВ. На ВЛ 35-500 кВ применяют унифицированные свободностоящие и с оттяжками одностоечные и портальные опоры(рис.5, а - в), основными элементами которых являются стойка 1, траверсы 2 и тросостойка 3. Стойка 1 имеет гидроизоляцию нижней части на длине 3,2 м, выполненную асфальтобитумным лаком. Чтобы предупредить попадание влаги внутрь стойки, в ее торцах установлены крышки-заглушки. Нижняя крышка, кроме того, увеличивает площадь опирания стойки, что повышает прочность ее заделки в грунт. В верхней части стойки выполнены сквозные отверстия для крепления траверс. Внутри вдоль стойки в бетоне проложен специальный заземляющий спуск.

Рис.5. Промежуточные железобетонные опоры:

а, б - одностоечные одно- и двухцепные для ВЛ 35-220 кВ, портальная с металлической траверсой для ВЛ 330 кВ,

2 - траверсы,

3 - тросостойка,

Траверсы крепят к стойке сквозными болтами (рис.6, а) или хомутами (рис.6, б), В траверсах и тросостойках делают отверстия для установки специальных скоб, хомутов, валиков, к которым крепят детали сцепной арматуры - серьги или скобы. Тросостойки имеют сварную металлическую конструкцию и крепятся к стойке хомутами.

Рис.6. Крепление траверс к стойкам железобетонных опор:

а - сквозными болтами;

б - хомутами

На ВЛ 35-220 кВ в качестве промежуточных устанавливают железобетонные одностоечные свободностоящие одно- и двухцепные опоры с коническими и цилиндрическими стойками (рис.5, а, б), а на ВЛ 330-500 кВ - одноцепные портальные с металлическими траверсами (см. рис.5, в).

В качестве угловых анкерных опор на ВЛ 35-110 кВ используют одностоечные железобетонные опоры с оттяжками, а на линиях более высокого напряжения - металлические.

В последние годы на ВЛ 110-330 кВ в качестве угловых анкерных опор начали применять одностоечные свободностоящие железобетонные опоры, имеющие стойки диаметром 800 мм.

Металлические опоры

Металлические опоры обычно изготовляют из стали, а иногда - из алюминиевых сплавов. Большая механическая прочность стали позволяет создавать мощные и высокие металлические опоры, выдерживающие огромные механические нагрузки. Однако такие опоры значительно дороже железобетонных и деревянных. Кроме того, их недостатком является небольшая коррозионная стойкость. Меньше подвержены влиянию внешней среды опоры из алюминиевых сплавов, но высокая стоимость ограничивает их широкое применение.

Область применения металлических опор практически не ограничена. Стальные опоры устанавливают на линиях электропередачи всех напряжений, проходящих в районах с тяжелыми климатическими условиями, на труднодоступных трассах и в горных местностях. Угловые и анкерные металлические опоры устанавливают на ВЛ 110-500 кВ вместе с промежуточными железобетонными, а также в качестве переходных на переходах большой протяженности.

Основные элементы. Стальные опоры по конструкции могут быть одностоечными (башенными) и портальными, а по способу закрепления на фундаментах - свободностоящими и с оттяжками. При этом одностоечные опоры, имеющие размеры нижней части более ширины железнодорожного вагона (2,7 м), называют широкобазыми, а менее - узкобазыми. Основными элементами металлических опор (рис.7) являются ствол 1, траверсы 2 и тросостойка 3. Некоторые опоры имеют оттяжки 4.

Рис.7. Промежуточные металлические опоры:

а. б - свободностоящие одно- и двухцепная башенного типа,

в - одноцепная с оттяжками;

2 - траверса,

3 - тросостойка,

4 - оттяжки,

5 - анкерная плита

Ствол (рис.8) обычно представляет собой четырехгранную усеченную решетчатую пирамиду, выполненную из профилей стального проката (уголка, полосы, листа), и состоит из пояса 1, решетки 2 и диафрагмы 3. Решетка, в свою очередь, имеет стержни-раскосы и распорки, а также дополнительные связи.

Рис.8. Элементы ствола металлической опоры:

2 - решетка,

3- диафрагма

Соединения поясов между собой, диафрагм и стержней-раскосов с поясами могут быть сварными (выполненными внахлест) или болтовыми (рис.9, а, б).

Рис.9. Соединение стержней-раскосов с поясом опоры;

а - внахлест,

б - болтами

В зависимости от способа соединения элементов опоры делят на сварные и болтовые и соответственно изготовляют в виде отдельных пространственных секций или небольших плоских оцинкованных элементов с отверстиями для последующей сборки на трассе ВЛ. Секции сварных опор собирают на месте установки с помощью накладок и болтов. Элементы болтовых опор, а также болты, шайбы и другие детали отгружают с заводов комплектно.

При транспортировке сварных опор крайне низко используется грузоподъемность машин (не более 10-30%). Болтовые опоры экономичны в перевозках, но требуют значительного увеличения трудозатрат на сборку (в 1,5-2 раза).

Траверсы одностоечных опор имеют обычную плоскую рамную или пространственную конструкцию и выполнены из швеллеров. Для подвески грозозащитных тросов на вершине ствола опоры устанавливают тросостойку в виде решетчатой усеченной пирамиды. Тросостойки портальных опор, как правило, крепят на травepcax. На концах траверс и тросостоек металлических опор имеются отверстия или устанавливаются специальные детали для крепления сцепной арматуры.

Пояса стволов свободностоящих опор оканчиваются внизу опорными башмаками - пятами, которые крепятся к фундаментам анкерными болтами (рис.10, а). Стволы опор с оттяжками крепятся к фундаментам специальными шарнирными пятами (рис.10, б). Оттяжки таких опор одной стороной крепят к траверсам (или стволу), а другой - к анкерным плитам (рис.10, в). Узлы крепления оттяжек к анкерным плитам позволяют регулировать длину и натяжение оттяжек.

Рис.10. Крепление башмаков (пят) металлических опор свободностоящих (а), с оттяжкой (б) и оттяжки к анкерной плите (в)

Конструкции металлических опор. Основными типами металлических опор ВЛ 35-500 кВ являются одностоечные свободностоящие одноцепные и двухцепные с вертикальным расположением проводов, а также портальные с оттяжками. Для одноцепных линий, проходящих по труднодоступным трассам, разработаны одностоечные опоры с оттяжками.

Промежуточные опоры ВЛ 35-110 кВ (см. рис.7, а, б) изготовляют одно- и двухцепными. Свободностоящие промежуточные опоры имеют сварную верхнюю часть прямоугольной конструкции с параллельными поясами. Нижние секции болтовые. Провода на одноцепной опоре располагают треугольником, а на двухцепной - "бочкой". Траверсы двухцепных опор такого же типа, как и одноцепных. На тросовых участках ВЛ на вершине ствола монтируют тросостойки. Закрепляют опоры на фундаменте двумя анкерными болтами, имеющимися на каждом из четырех подножников.

Промежуточные опоры с оттяжками (см. рис.7, в) применяют только на одноцепных ВЛ 110 кВ. Эти опоры имеют три двойные расщепленные оттяжки. Нижние концы двух оттяжек крепят попарно к общему анкеру, а верхние - к серединам нижних траверс. Третью оттяжку, расположенную в плоскости траверс, крепят непосредственно к стволу со стороны, где расположены две траверсы (верхняя и нижняя). Оттяжки располагают под углом 120° одна к другой.

Промежуточные опоры ВЛ 220 и 330 кВ аналогичны опорам 110 кВ, показанным на рис.7, а, б, и обычно имеют болтовую конструкцию, за исключением некоторых сварных деталей (например, опорных башмаков, траверс), но отличаются от опор 110 кВ расстоянием между проводами и длиной траверс. Кроме того, на линиях 330 кВ используют портальные промежуточные опоры с оттяжками.

Анкерно-угловые опоры ВЛ 35-330 кВ изготовляют свободностоящими башенного типа. Из-за больших нагрузок поперечные размеры ствола этих опор значительно увеличены, а высота подвески нижнего провода уменьшена.

Окраска и оцинковка опор . Для защиты от коррозии металлические опоры окрашивают на заводах-изготовителях, окуная готовые сваренные секции в ванну с краской. Реже краску наносят кистями или пневматическими распылителями - пистолетами. Иногда опоры окрашивают на месте установки. Для грунтовки и окраски опор применяют масляную краску, лаки с алюминиевой пудрой и эмали.

Более надежной защитой стальных опор от коррозии является горячая оцинковка. Предварительно обезжиренные конструкции очищают в травильной ванне с раствором серной кислоты, промывают горячей проточной водой, покрывают флюсом и опускают в вертикальную цилиндрическую ванну с расплавленным свинцом. В верхней части ванны на поверхности свинца плавает слой расплавленного цинка. При подъеме из ванны нагретая свинцом конструкция проходит через слой жидкого цинка, который образует на ее поверхности пленку толщиной,0,10-0,12 мм.

Способ защиты металла опоры от коррозии во многих случаях определяет выбор вида соединения элементов решетки. Так, окраска опор позволяет применить как болтовые, так и сварные соединения, в том числе и внахлест с приваркой элементов по двум сторонам. В то же время горячая оцинковка не допускает сварку деталей внахлест, так как кислота, применяемая для травления элементов перед оцинковкой, может затечь в их зазоры и впоследствии разрушить соединение.

Ввиду дефицитности цинка начато опытно-промышленное внедрение покрытий из алюминия, механическая прочность и адгезия которых не уступают цинковым.

Степень готовности металлических опор . Количеством отправленных с завода деталей и частей определяется степень (группа) заводской готовности опоры и характеризуется объем работ по ее сборке на трассе ВЛ:

I группа - с завода поступают отдельные элементы (россыпью) или отдельные части секций; на трассе ВЛ опоры собирают из элементов и частей на болтах;

II группа - с завода поступают отдельные пространственные секции и детали опор; на трассе ВЛ выполняется укрупнительная и общая сборка на болтах;

III группа - с завода поступают целые основные части, не требующие укрупнительной сборки на трассе; общая сборка выполняется на болтах.

Каждый элемент или часть опоры, отправляемые заводом, имеют условный шифр, называемый отправочной маркой. При комплектовании и сборке опор на трассе пользуются так называемым отправочным альбомом, в котором собраны чертежи отправочных марок опор.

Деревянные опоры

Широкое применение деревянных опор обусловлено главным образом небольшой стоимостью древесины, ее достаточно высокой механической прочностью, а также природным круглым сортаментом, обеспечивающим простоту конструкций и наименьшее сопротивление ветровым нагрузкам. Высокие электроизоляционные свойства древесины позволяют применять на деревянных опорах меньшее количество подвесных изоляторов, чем на металлических или железобетонных, а на ВЛ до 10 кВ использовать легкие и дешевые штыревые изоляторы. Кроме того, в некоторых случаях отпадает необходимость в подвеске грозозащитного троса и заземлении этих опор. В качестве фундаментов для деревянных опор используют железобетонные пасынки или сваи.

Деревянные опоры примерно в 1,5 раза дешевле железобетонных и металлических, но менее долговечны. Для продления срока службы древесину опор подвергают противогнилостной обработке (антисептированию) на специальных заводах. Перспективным является использование опор из клееной древесины, конструкции которых разрабатываются в последнее время. Такую древесину изготовляют из сосновых досок, пропитанных масляным антисептиком и склеенных между собой. Применение клееной древесины позволяет повысить срок службы опор, ликвидировать скрытые пороки, а также использовать короткомерные столбы.

В РФ и других странах, богатых лесными ресурсами (США, Канаде, Швеции, Финляндии), на деревянных опорах сооружают ВЛ напряжением до 220 кВ. В США на деревянных опорах построены опытные участки ВЛ 330 и 460 кВ, а в РФ аналогичные опоры разработаны для ВЛ 330 и 500 кВ.

Технические свойства древесины. Для изготовления деревянных опор применяют сосну, лиственницу и реже - ель. Древесина сосны и лиственницы содержит много смолы и поэтому хорошо противостоит действию влаги. Стойки опор изготовляют из стволов деревьев. Нижняя часть ствола называется комлем, а верхняя, более тонкая,- отрубом. Естественную конусность ствола от отруба к комлю называют сбегом.

Прочность древесины в значительной степени зависит от влажности. При уменьшении влажности в деревянных опорах из-за усушки древесины нарушаются соединения: ослабляются гайки и бандажи. Чтобы получить древесину, пригодную для изготовления опор (с влажностью 18-22 %), ее сушат. Основным способом является атмосферная, т.е. естественная сушка на воздухе, которая хотя и является длительной, но дает наилучшие результаты. В последние годы применяют высокотемпературную сушку древесины в петролатуме, а также сушку токами высокой частоты.

На прочность древесины влияют также гниль, сучки, трещины, косослой и другие повреждения. Самым опасным пороком является гниль, возникающая от поражения древесины грибками. Загнившая древесина покрывается мелкими трещинами, становится трухлявой и распадается от легкого удара. Наиболее интенсивное гниение происходит при температуре 20-35 °С и влажности 25-30%.

Для защиты от гниения древесину пропитывают маслянистыми и минеральными антисептиками. Лучше всего поддается пропитке сосна; наружные слои лиственницы и ели пропитываются антисептиками очень плохо. В качестве маслянистых антисептиков обычно применяют чистое креозотовое масло или креозотовое масло в смеси с мазутом, который служит растворителем. Недостатками маслянистых антисептиков являются их вредное воздействие на кожу и слизистые оболочки человека, а также горючесть. Маслянистыми антисептиками пропитывают готовые элементы деревянных опор на заводе.

При сборке опор на трассе все места, подвергавшиеся обработке, дополнительно покрывают более безопасными минеральными антисептиками: фтористым натрием, динитрофенолом, уралитом, которые разводят в воде. В ряде зарубежных стран (США, Канаде) для пропитки древесины широко применяется раствор пентахлорфенола в мазуте или керосине. Разрабатываются и испытываются и другие синтетические материалы, служащие одновременно для антисептирования и защиты древесины от возгорания.

Средний срок службы непропитанной древесины составляет примерно пять лет. Пропитка столбов маслянистыми антисептиками увеличивает этот срок до 15-25 лет. Поэтому для опор ВЛ разрешается применять только пропитанные заводским способом сосновые и еловые бревна, а в исключительных случаях - непропитанную лиственницу воздушной сушки, имеющую влажность не более 25%. Опоры временных ВЛ (например, для электроснабжения строительных площадок, земснарядов и др.) также могут быть изготовлены из непропитанных столбов. Во всех случаях диаметр бревен в верхнем отрубе основных элементов опор (стоек, пасынков и траверс) должен быть для ВЛ 1, 6-35, 110 кВ и выше соответственно не менее 14, 16 и 18 см. Диаметр столбов для вспомогательных элементов для ВЛ до 1 кВ должен быть не менее 12 см, а для ВЛ выше 1 кВ - не менее 14 см.

Недостатком деревянных опор является их относительно легкая возгораемость, причиной которой могут быть пожары, удары молнии и токи утечки, возникающие при загрязнении или пробое изоляторов. Для защиты от низовых пожаров расчищают от травы и кустарника площадку радиусом 2 м вокруг каждой опоры или окапывают ее противопожарной канавкой глубиной 0,4 м и шириной 0,6 м. Токи утечки обычно вызывают возгорание опоры в местах крепления изоляторов к траверсе или сочленения деревянных деталей. Хорошая затяжка болтов и плотное прилегание металлических деталей к древесине обеспечивают уменьшение электрического сопротивления и снижение токов утечки до безопасных значений. За рубежом для защиты опор от возгорания применяют химические составы (антипирены), повышающие огнестойкость древесины.

Опоры BЛ до 1 кВ. На ВЛ до 1 кВ устанавливают унифицированные деревянные опоры трех типов: одностоечные (рис.11,а,б), одностоечные с подкосами (рис.11, в) и А - образные (рис.11, г). Одностоечные опоры используют в качестве промежуточных, а одностоечные с подкосами и А - образные (так называемые сложные) - в качестве угловых, анкерных, концевых и ответвительных. Разработаны две серии таких опор: для подвески 5-8 и 8-12 проводов с креплением соответственно на крюках и штырях.

Рис.11. Деревянные опоры ВЛ до 1 кВ:

а, б - одностоечные промежуточные с креплением проводов на крюках и штырях,

в - одностоечная угловая с подносом и креплением проводов на крюках,

г - А- образная угловая с креплением проводов на штырях:

1 - приставка,

2 -стойка,

5, 6 - траверса и ее раскос,

7 - подкос опоры,

8 - ригель

Основными элементами опор всех типов являются стойки 2, приставки 1 и подкосы 7. Стойки и подкоси изготовляют из деревянных пропитанных столбов длиной 6,5-11 км с диаметром в верхнем отрубе не менее 14 см. Для увеличения срока службы опор применяют, как правило, стандартные железобетонные приставки ПТ длиной 4,25 и 6 м, а в отдельных случаях -деревянные длиной 4,5 м. Устанавливают также опоры без приставок (с цельными стойками и подкосами). В слабых грунтах прочность заделки опор повышают, закрепляя в их основаниях железобетонные плиты или деревянные ригели 8.

Для сопряжения (рис.12, а - в) деревянных 3 и железобетонных 9 приставок со стойками 1 используют проволочные бандажи 2 и припасовочные хомуты 6. Бандажи для одностоечных опор выполняют из восьми витков стальной оцинкованной проволоки диаметром 4-6 мм, а для сложных - из 12 и стягивают скручиванием или стяжными болтами 5 с фасонными шайбами 4. Длина сопряжения стоек одностоечных опор с деревянными и железобетонными приставками составляет соответственно 1350 и 1050 мм, а сложных- 1500 и 1350 мм.

Рис.12. Сопряжение приставок со стойками опор ВЛ до 10 кВ:

а. б - деревянных проволочными бандажами,

в - железобетонной припасовочными хомутами;

1 - стойка,

2 - проволочный бандаж,

3, 9 - деревянная и железобетонная приставки.

4 - бандажная шайба,

5 - стяжной болт,

6 - припасовочный хомут

8 - планка

Подкосы со стойками и верхушки А- образных опор соединяют болтами. Траверсы изготовляют из пропитанной древесины и оснащают штырями и раскосами. Стандартные траверсы имеют прямоугольное сечение 100x80 мм; траверсы круглого сечения диаметром 140 мм применяют только на концевых опорах с 12 проводами. Крепят траверсы к стойкам сквозным болтом и двумя раскосами (см. рис.11, б).

Расстояние между проводами на траверсах промежуточных опор должно быть 400 мм, а на угловых и анкерных - 550 мм. Крюки на опорах располагают с обеих сторон стойки в шахматном порядке; при этом расстояние между ними (по одной стороне) должно быть на промежуточных и сложных опорах соответственно 400 и 600 мм. Верхний крюк устанавливают на расстоянии 200 мм от верхушки опоры.

Опоры ВЛ 6-10 кВ. На ВЛ 6-10 кВ устанавливают унифицированные свободностоящие деревянные опоры трех типов: одностоечные - промежуточные; А - образные - концевые, анкерные, ответвительные; трехстоечные (А- образные с подкосами)-угловые анкерные. А - образные фермы анкерных и концевых опор устанавливают по оси ВЛ, а угловых - по биссектрисе угла поворота линии.

На рис.13 показаны основные типы деревянных опор ВЛ 6-10 кВ с железобетонными и деревянными приставками и подвеской проводов на крюках и траверсах. Одностоечные опоры (рис.13, а) состоят из стойки 2, приставки 1 и крюков 3. Для подвески проводов больших сечений вместо крюков устанавливают траверсу 6 со штырями 4 и оголовок 5 (рис.13, б). А - образные и трехстоечные опоры (рис.13, в - д) помимо стоек и приставок имеют подтраверсники 9, с помощью которых траверсы крепятся к стойкам, а также поперечины 10 (усиливающие жесткость А- образной фермы), ригели 8 и подкосы 11. Кроме того, на ВЛ 6-10 кВ устанавливают опоры длиной 11 м без приставок (с цельными стойками).

Рис.13. Деревянные опоры ВЛ 6-10 кВ:

а, б - промежуточные с креплением проводов на крюках и на траверсе с оголовком,

в - угловая промежуточная с креплением проводов на траверсе,

г - ликерная,

д - угловая анкерная;

1 - приставке.

2 - стойка.

5 - оголовок.

6 - траверса,

7 - раскос,

8 -ригель,

9 - подтраверсник,

10 - поперечина,

11 - подкос

Детали опор всех типов унифицированы: стойки имеют длину 8,5 м, железобетонные приставки- 4,25 и 6 м, деревянные приставки - 4,5 м. Из деталей угловых анкерных опор (рис.13, д) можно собрать анк

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР

ГЛАВНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ

ВСЕСОЮЗНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
«ОРГЭНЕРГОСТРОЙ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ НА СООРУЖЕНИЕ ВЛ 35-500 кВ

ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

(СБОРНИК)

К- III -33

УСТАНОВКА УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ
И АНКЕРНО-УГЛОВЫХ СТАЛЬНЫХ ОПОР
С ПОДНОЖКАМИ

Москва

Типовые технологические карты (сборник) К-III -33 разработаны отделом организации и механизации строительства линий электропередачи (ЗМ-20) института «Оргэнергострой».

Составители: Б.И. РАБИН, Г.Н. ПОКРОВСКИЙ, Н.А. ВОЙНИЛОВИЧ, П.И. БЕРМАН, Е.А. ССОРИН

Сборник типовых технологических карт составлен на установку промежуточных и анкерно-угловых стальных опор с подставками, приведёнными в альбоме (инвентарный номер 5713 тм-т1 «Каталог унифицированных опор», выпуск 1968 - 1970 гг.), разработанным Северо-Западным отделением института «Энергосетьпроект».

Технологические карты составлены согласно методическим указаниям по разработке типовых технологических карт в строительстве, утверждённым Госстроем СССР 2 июля 1964 года и служат руководством при сооружении линий электропередачи 35 - 500 кВ на унифицированных опорах.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

В зимнее время, при промерзании грунта на 0,25 м и глубже, распорки не ставить.

Запрещается установка опор на фундаменты, не засыпанные полностью грунтом;

б) установить трактор Т-100М с лебёдкой Л-6 и кран К-162 согласно схеме для опоры П110-5 (рис. 4 лист 17), а для опоры П110-6 - рис. 10 лист 28;

в) произвести застроповку тягового и тормозного тросов в местах, указанных на рис. 4, лист 17, для опоры П110-5 и рис. 10 лист 28, для опоры П110-6;

г) закрепить тяговый трос к лебёдке трактора;

д) краном К-162, с помощью стропа 6, поднять узел опоры на высоту 14,2 м;

е) тяговым тросом удержать опору в поднятом положении;

ж) освободить кран К-162 от стропа и перевезти на место, указанное на рис. 4 (лист 17) для опоры П110-5 и рис. 10 (лист 28) - для опоры П110-6 (2-е положение) и закрепить к форкопфу крана тормозной трос (поз. 4);

з) тяговым трактором и краном, стоящим на тормозе, довести опору до вертикального положения;

и) опору закрепить навинчиванием гаек на анкерные болты, при этом гайки не должны доходить вплотную к поверхности башмаков опоры. Затем опору немного наклонить тяговым полиспастом и снять монтажные шарниры;

к) выверить опору согласно нормам и допускам, указанным в карте, и окончательно закрепить стойку на фундаменте с закерниванием гаек.

Для выравнивания опоры допускается установка подкладок между пятой и фундаментом. Размеры подкладок должны быть не менее 150 ´ 150 мм. Общая высота подкладок не должна превышать 40 мм. После выверки подкладки привариваются к пяте опоры;

л) демонтировать с опоры такелаж.

Б. Опора П330-3 с подставкой С58 высотой 5 м

При установке опоры П330-3 с подставкой С58 высотой 5,0 м, операции, указанные в п.п. , и для опор П110-5 и П110-6 относятся также и к этим опорам.

Профессия

разряд

к-во чел.

Примечание

Электролинейщик (бригадир)

Электролинейщик

Машинист крана

Машинист трактора

ИТОГО

Б. Опоры П330-3 с подставкой 5 м

Профессия

разряд

к-во чел.

Примечание

Электролинейщик (бригадир)

Электролинейщик

Машинист крана

Машинист трактора

ИТОГО

В. Опоры П330-2 с подставкой высотой 5 м

Профессия

разряд

к-во чел.

Примечание

Электролинейщик (бригадир)

Электролинейщик

Машинист крана

Машинист трактора

ИТОГО

Г. Опоры У110-2 с двумя подставками общей высотой 14,0 м и У330-3 с двумя подставками общей высотой 14,0 м

Профессия

разряд

к-во чел.

Примечание

Электролинейщик (бригадир)

Электролинейщик

Машинист крана

Машинист трактора

ИТОГО

Д. Опоры У220-2 с двумя подставками общей в ысотой 14,0 м

Профессия

разряд

к-во чел.

Примечание

Электролинейщик (бригадир)

Электролинейщик

Машинист крана

Машинист трактора

ИТОГО

ВЛ 35-500 кВ

УСТАНОВКА УНИФИЦИРОВАННЫХ АНКЕРНО-УГЛОВЫХ СТАЛЬНЫХ ОПОР ТИПА У110-2 С ДВУМЯ ПОДСТАВКАМИ С2 И С13 ОБЩЕЙ ВЫСОТОЙ ПОДСТАВОК 14 М. ПАДАЮЩЕЙ СТРЕЛОЙ

К-Ш-33-5

Наименование

В летнее время

В зимнее время

Трудоемкость, в человеко-днях

11,71

13,9

Работа механизмов, машино-смен

3,54

4,20

Численность бригады, человек

Расход дизельного топлива, кг

Производительность бригады в смену, опор

0,85

0,72

Продолжительность установки одной опоры, смен

1,17

1,39

Общие указания по организации технологии установки опоры и методов труда рабочих, относящиеся ко всем картам, приведены на листах 4 - 11 настоящего сборника.

Установка опоры производится согласно схеме, приведенной на рис. , лист 62.

Схема подъема падающей стрелы приведена на рис. , лист 63.

Детали закрепления тросов к оголовку стрелы указаны на рис. , лист 64.

Закрепление тросов к опоре на рис. , лист 65.

Схемы тросов даны на рис. , лист 67.

Установленная на фундаменты опора должна удовлетворять допускам, приведенным на рис. , лист 66.

Механизмы, приспособления, инструменты и материалы, потребные для установки опор, приведены на листах 68, 69.

Техническая характеристика опоры У110-2 с подставками С12 и С13

13993

К-во деталей, шт.

428

Метизы

к-во болтов, шт.

1292

вес метизов, кг

664

Вес наплавленного металла, кг

14

Общий вес опоры с подст. Без цинкового покр., кг

14671

Вес цинкового покрытия, кг

379

Общий вес опоры с подст. с цинковым покр., кг

15050

Рис. 28. Анкерно-угловая опора У110-2 с подставками С12 и С13

Наименование

Тип

Марка

К-во

Техническая характеристика

Трактор с лебедкой Л-8

Гусеничный

Т-100М

Мощность двигателя 108 л. с.

лебедка Q = 8 т, привод от вала отбора мощности трактора

Кран тракторный

ТК-53

Стреловой со вставкой, поворотный на тракторе Т-100М. Высота подъёма 12 м, Q = 3,8 т

ПРИМЕЧАНИЕ: В зимнее время для очистки площади от снега добавляется бульдозер Д-686

Наименование

К-во

Примечание

Стрела А-образная металлическая, высотой 22 м, шт.

См. черт. № 656.12.00.80

Трос стальной d = 27 мм от опоры к стреле (вожжи), l = 36 м, шт.

ГОСТ 3071-66 27-Г-1-Н-160

Трос стальной d = 18 мм для тягового полиспаста l = 330 м шт.

-"- 18-Г-1-Н-160

Трос стальной d = 20 мм для тормоза, опоры, l = 75 м, шт.

-"- 20-Г-1-Н-160

Трос стальной d = 20 мм для подъема и опускания стрелы, l = 110 м, шт.

-"- 20-Г-1-В-160

Трос стальной d = 27 мм от стрелы к тяговому полиспасту, l = 12 м шт.

-"- 27-Г-1-Н-160

d = 20 мм, l = 12 м, шт.

-"- 20-Г-1-Й-160

Универсальный строп из стального троса d = 20 мм, l = 4 м, шт.

-"- 20-Г-1-Й-160

Универсальный строп из стального троса d = 27 мм, l = 7 м, шт. 15.

Коуш 60, шт.

Скоба СК-45, шт.

По каталогу треста «Электросетьизоляция» СК-45 1А

Скоба СК-25, шт.

По каталогу треста «Электросетьизоляция» СК-25-1А

Домкрат реечный 10 т, шт.

Ключ сборочный под болт М42, шт.

То же под болт М36, шт.

Лом диаметром 28 мм, шт.

Лопата штыковая, шт.

Пила поперечная, шт.

Топор, шт.

Пояс монтёрский с карабинами и цепями, компл.

Зубило слесарное, ручное, шт.

Термос для воды, шт.

Аптечка, компл.

Рулетка стальная 20 м, шт.

Теодолит с треногой, компл.

Отвес, шт.

Верёвка х/б, d = 20 мм, м

Конструкция и материалы для временного крепления железобетонных подножников

Железобетонные ригеля Р1-А, шт.

ТРУДОЗАТРАТЫ

Профессия и разряд

К-во

Норма времени на установку одной опоры в ч/часах

На весь объём в ч/днях

В зимних условиях К = 1,188 в ч/днях

Применит. § 23-3-13 табл. 2 п. 61

Установка анкерно-угловых стальных опор типа У110-2 с двумя подставками С12 и С13 общей высотой подставок 14 м.

Вес опоры с подставками 15,5 т.

Эл. линейщик

6 раз.

Машинист крана 6 раз.

Машинист трак. 5 раз.

Итого

10 чел.

Электролинейщики

Опора 1

67,0

8,17

9,70

Машинисты

Опора 1

29,0

3,54

4,20

Итого

11,71

13,90

Затраты времени бригады - дней:

а) летом 11,71: 10 = 1,17

б) зимой 13,90: 10 = 1,39

ЦНИБ - 1966 г. МСЭС

НиР Вып. 1 § 16

Очистка площади от снега в зимнее время

1000 м 2

0,575

0,32

Примечание: 1. Поправочный коэффициент на трудозатраты в зимнее время принят средний для 3-ей температурной зоны.

2 . Продолжительность рабочего дня принята 8,2 часа.

Размер: 2.07 MB Раздел: Дата: 24.04.2017 Скачали: 70

ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

Установка свободностоящей стойки анкерно-угловой опоры на фундамент для ВЛ 500 кВ,

тип У2 (методом поворота)

Скачать можно в формате doc

I Общая часть

Настоящий проект производства работ (ППР) выполнен на основании приказа № 1154 от 28.12.2015 «О сборке и установке опор ВЛ на территории учебного полигона центра подготовки персонала»

II Состав проекта

В состав ППР входит Технологическая карта на производство работ с применением автомобильных кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов стрелового типа, кранов-манипуляторов и подъемников ПС-1.

III Пояснительная записка

В целях повышения квалификации персонала линейных участков, получения практического опыта по сборке и установке опор, повышения готовности к выполнению АВР, а также обустройства учебного полигона составлен Проект производства работ на установку металлической свободностоящей стойки анкерно-угловой опоры (тип У-2) для дальнейшей реализации данного проекта.

Вес стойки анкерно-угловой опоры тип У2 - 5,712 кг.

ППР включает следующие этапы работ:

Подготовительные работы. Подготовка монтажной площадки (очистка от снега);

Закрепление металлической стойки анкерно-угловой опоры У2 на фундаменте монтажными шарнирами;

Подъем и закрепление опоры.

Окончание работ.

№ п/п

Последовательность операций

Должность

Группа

по ЭБ

Кол-во,

чел.

Подготовительные работы. Подготовка монтажной площадки (отчистка от снега)

Произвести оценку монтажной площадки, на которой необходимо выполнить отчистку снега (рельеф, заболоченность, состояние грунта, наличие неубранного леса, больших камней, свежих пней).

На монтажной площадке определить направление маршрутных ходов бульдозера.

Мастер

Электромонтер

Провести целевой инструктаж бригаде с оформлением в наряде-допуске. В инструктаже необходимо указать меры безопасности при проведении работы, порядок операций, технологию выполнения работы, указать направления маршрутных ходов бульдозера, по окончанию работ указать место стоянки бульдозера. Бригаду допустить к работе.

Мастер -ответственный руководитель работ;

Электромонтер -производитель работ (допускающий);

Выполнить работу по подготовке монтажной площадки и поставить бульдозер на место стоянки. Отчистить фундаменты от снега вручную (лопатами).

Электромонтер -производитель работ (допускающий);

Машинист бульдозера - член бригады

Оформить окончание работ.

Мастер -ответственный руководитель работ;

Электромонтер -производитель работ (допускающий);

Закрепление металлической стойки анкерно-угловой опоры У2 на фундаменте монтажными шарнирами

Проверить соответствие размеров по центрам железобетонных подножников (фундаментов) с размерами опоры, а также вертикальные отметки фундаментов.

В случае обнаружения отклонений, превышающих установленные допуски, подъем опоры разрешается производить только после устранения обнаруженных дефектов.

Осмотреть конструкцию устанавливаемой стойки опоры и убедиться, что исключена возможность ее падения. Наличие всех болтовых соединений, элементов конструкции опоры. Проверить инструмент, приспособления, защитные средства и материалы.

Оградить лентой опасную зону.

Мастер -ответственный руководитель работ;

Электромонтер -производитель работ (допускающий);

Провести целевой инструктаж бригаде с оформлением в наряде-допуске. В инструктаже необходимо указать меры безопасности при проведении работы, порядок операций, технологию выполнения работы, опасную зону. Бригаду допустить к работе.

Мастер -ответственный руководитель работ;

Электромонтер -производитель работ (допускающий);

Бригада

Установить автокран на рабочем месте в соответствии с Приложением №1.

Машинист автокрана - член бригады

Мастер

(ответственный

Установить шарниры на фундаменты стойки опоры (используя деревянные подкладки для схождения шарнира после установки опоры) и на башмаки опоры.

Машинист автокрана - член бригады

Выполнить строповку стойки опоры. При помощи автокрана подвести стойку опоры башмаки к фундаментам. Закрепить башмаки опоры за шарниры. В месте крепления тросостойки установить деревянные прокладки для предотвращения прикосновения опоры с землей и выравнивания опоры по горизонтали.

Машинист автокрана - член бригады

Электромонтер (стропальщик ) - член бригады

Закрепить двух петлевой строп за стойку опоры (на расстоянии 17 м. от основания опоры) и завести канат монтажный Ø 23 мм к тяговому механизму (в соответствии с приложением № 2). Аналогично, с противоположной стороны опоры завести трос к тормозному механизму.

Электромонтер - член бригады

Завести строп для подъема стойки опоры с освобождающим устройством, закрепив к гаку крана. Установить деревянные подкладки под строп (или инвентарные подкладки под строп). (в соответствии с приложением № 2).

Машинист автокрана - член бригады

Электромонтер (стропальщик) - член бригады

Подъем и закрепление опоры.

Произвести расстановку автотехники согласно приложению 1. Незадействованных работников перед началом подъема опоры вывести из опасной зоны (в процессе выполнения работы по установке стойки, перед движением механизмов также необходимо выводить не задействованный персонал из опасной зоны).

Мастер -ответственный руководитель работ

(ответственный за безопасное производство работ с применением ПС)

Машинист бульдозера - член бригады;

Автокран плавно поднимает опору. Тяговая машина плавно начинает движение от стойки опоры, тормозной машине двигаться в сторону тяговой машины так чтобы исключить создание слабины. Стойку опоры поднять на высоту 200-300 мм.

Мастер -ответственный руководитель работ

Машинист бульдозера - член бригады;

Машинист автокрана - член бригады

Проверить исправность тяговых механизмов, такелажных приспособлений, установки расчалок, а также правильность и надежность крепления всего такелажа под нагрузкой.

Мастер -ответственный руководитель работ

(ответственный за безопасное производство работ с применением ПС)

Автокран плавно поднимает опору. Тяговая машина плавно начинает движение от стойки опоры, тормозной машине двигаться в сторону тяговой машины так чтобы исключить создание слабины. Стойку опоры поднять на угол 35-40 градусов от уровня земли. Снять нагрузку с автокрана и передать тяговому механизму.

Мастер -ответственный руководитель работ (ответственный за безопасное производство работ с применением ПС)

Машинист бульдозера - член бригады;

Машинист автокрана - член бригады

Выдернуть освобождающее устройство освободив гак автокрана. Автокран перевести в транспортное положение, вывести из опасной зоны.

Машинист автокрана - член бригады

Электромонтер -производитель работ (допускающий);

Тяговая машина плавно начинает движение от стойки опоры, тормозной машине двигаться в сторону тяговой машины так чтобы исключить создание слабины. Установить стойку опоры на фундаменты.

Мастер -ответственный руководитель работ

Машинист бульдозера - член бригады;

На башмаки стойки установить квадратные шайбы и навентить гайки на анкерные болты. При этом гайки не должны доходить вплотную до поверхности башмаков стойки.

Электромонтер - член бригады

Тяговой машиной дать тяжение на трос для небольшого наклона стойки опоры. Демонтировать шарниры. Обратным плавным ходом тяговой машины поставить стойку опоры на фундаменты.

Мастер -ответственный руководитель работ

Машинист бульдозера - член бригады;

Выверить стойку опоры согласно допускам. При необходимости для выравнивания стойки опоры установить подкладки между пятой опоры и фундаментом.

Мастер -ответственный руководитель работ

Электромонтер -производитель работ (допускающий);

Закрутить гайки и контргайки анкерных болтов. Подкладки приварить к пяте стойки. Шайбы анкерных болтов приварить с трех сторон.

Мастер -ответственный руководитель работ

Электромонтер - член бригады

Электрогазосварщик - член бригады

Окончание работ.

Электромонтеру подняться на стойку опоры с блоком бесконечного каната до места крепления такелажа, встать на самостраховку, закрепив стропа страховочной привязи за конструкцию опоры, закрепить блок бесконечного каната за стойку опоры.

Электромонтер -производитель работ (допускающий);

Электромонтер - член бригады

Электромонтерам, находящимся на земле, поднять по бесконечному канату в х/б сумке монтерский инструмент.

Электромонтер -производитель работ (допускающий);

Электромонтер - член бригады

Электромонтерам, находящимся на земле, придерживать бесконечный канат для исключения резкого спуска такелажа. Опустить поочередно такелаж и инструмент на землю.

Электромонтер -производитель работ (допускающий);

Электромонтер - член бригады

Электромонтеру, находящемуся на опоре, спуститься с блоком бесконечного каната на землю.

Электромонтер -производитель работ (допускающий);

Электромонтер - член бригады

Убрать рабочее место, такелаж, инструмент, технику.

Вся бригада

Удалить бригаду с рабочего места

Электромонтер -производитель работ (допускающий);

Оформить окончание работ.

Мастер -ответственный руководитель работ

Электромонтер -производитель работ (допускающий);