Что знаешь о правописании глаголов прошедшего времени. Правила глаголов и их правописание

Правописание суффиксов и окончаний глаголов

1) Вспомните правила правописания личных окончаний глаголов.

В настоящем и будущем (простом) времени различают два типа спряжения в зависимости от личных окончаний глаголов; чтобы определить тип спряжения, нужно поставить глагол в неопределенную форму и соотнести с типом спряжения (проверять легче, начиная со второго спряжения).

Ко II спряжению относятся все глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить, кроме глаголов брить, стелить, зиждиться, зыбиться, + 11 глаголов на -ать и на -еть: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, зависеть и смотреть.

К I спряжению относятся соответственно все остальные глаголы, т.е. те, которые имеют в неопределенной форме окончания –ать, -оть, -еть (имеются в виду безударные окончания), и исключения из II спряжения (брить, стелить, зиждиться (используются только две формы: зиждется и зиждутся

), зыбиться ).

Например: клеить – глагол, оканчивающийся на –ить, – 2 спр., следовательно, ты клеишь; бороться - глагол, оканчивающийся не на – ить, 1 спр., следовательно, они борются; стелить – глагол - исключение из 2 спр., следовательно, 1 спр. – стелющийся; видеть – глагол 2 спр., следовательно, - ты видишь.

Существуют так называемые разноспрягаемые глаголы. Это глаголы брезжить, бежать, хотеть. Ср. он бежит и они бегут; рассвет брезжит и брезжущие перемены. Обратите внимание на формы глагола мучить. Возможны варианты спряжения этого глагола (и по 2-му, и по 1-му спряжению):

  • я мучу я мучаю
  • ты мучишь ты мучаешь
  • он мучит он мучает
  • они мучат они мучают

Литературные глаголы мерить, домерить, померить и др. спрягаются по II спряжению (мерю, меришь, мерит... мерят), а просторечные глаголы мерять, домерять, померять спрягаются по I спряжению (меряю, меряешь, меряет).

Итак, глаголы I спряжения имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют; глаголы II спряжения имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят.

Обратите внимание на глаголы с приставкой вы-; например, выглядеть, выспаться. Определять спряжение этих глаголов следует по бесприставочной форме:

выспаться - проверяем по глаголу спать (II спряжение, окончания находятся под ударением): ты спишь, он спит, они спят; следовательно, ты выспишься, он выспится, они выспятся.

2) Вспомните правописание глагольных суффиксов

Написание суффиксов –ова-/-ева-, -ыва-/-ива- в неопределенной форме и в прошедшем времени глагола вызывает затруднение, т.к. они безударные. Чтобы определить, какой суффикс пишется, нужно поставить глагол в форму настоящего (или простого будущего) времени; если суффикс сохраняется, то пишется –ыва- ; если суффикс выпадает, то - -ова-/-ева- .

Например: разведывать (наст. время - я развед-ыва-ю – суффикс сохраняется, следовательно, пишется -ыва- ); обусловливать (наст. время - я обусловл-ива-ю – суффикс сохраняется, следовательно, пишется –ива- ), советовать (наст. время – я совет–у-ю – суффикс исчезает, следовательно, пишется -ова- ), потчевать (наст. время - я потч-у-ю – суффикс исчезает, следовательно, пишется –ева-

).

От суффиксов –ова- /-ева-; -ыва- /-ива- следует отличать суффикс –ва- . Этот суффикс всегда ударный; ему предшествует гласная корня, которую можно проверить. Например: одолевать – одолеть; успевать – успеть; издавать – издать; обвивать – обвить; обвевать – обвеять, преодолевать – преодолеть.

Написание некоторых глаголов следует запомнить: в них перед ударным суффиксом –ва- пишется –е- ; например: затмевать, увещевать, намереваться

.

Написание суффиксов –е

- и –и- определяется переходностью и непереходностью глаголов. Если глаголы обозначают действия непереходные, т.е. выполняются самим субъектом, в самих предметах и не переходят на объект, то пишется –е- ; если глаголы обозначают действия, которые переходят на объект, то пишется –и- . Сравните пары глаголов:

обезденеже ть – обезденежи ть (он обезденеже л – остался без денег; большие расходы его обезденежи ли - забрали деньги);

обессиле ть – обессили ть (он обессиле л – остался без сил; работа обессили ла его – забрала силы);

обезводе ть – обезводи ть (участок обезводе л – потерял воду; засуха обезводи ла участок).

3) Правописание глаголов в прошедшем времени.

Вспомните, что написание гласных в корне перед суффиксами в глаголах прошедшего времени не связано со спряжением. Прошедшее время глаголов образуется от основы инфинитива с помощью суффикса л . Соответственно в деепричастиях и действительных причастиях прошедшего времени также сохраняется гласная основы.

Например: видеть – глагол 2 спряжения, в настоящем времени пишется и – ты види шь, но в прошедшем времени сохраняется буква е - ты виде л (от инфинитива видеть + суффикс л ); надея ться – надея лся – надея сь; приумножи ть – приумножи л – приумножи вший; выровня ть – выровня л – выровня вший.

4) Употребление Ь в глаголах

Буква ь пишется в неопределенной форме глагола. Наличие или отсутствие ь в формах глагола следует проверять по вопросу, поставленному к глаголу (если в вопросе есть ь , то и в глаголе пишется ь ). Например: нужно трудиться – глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопрос что делать? - следовательно, пишется ь

; магазин должен открыться - глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопрос что сделать? - следовательно, пишется ь . Обратите внимание, что в глаголах настоящего или будущего времени 3 лица единственного числа ь не пишется. Например: он трудится что делает? – следовательно ь не пишется; магазин скоро откроется – глагол стоит в форме 3 л. ед. числа и отвечает на вопрос что сделает? – следовательно ь не пишется.

Сравните

пары словосочетаний: нужно подготовиться – он обязательно подготовится; он хвалится – не нужно хвалиться; ему пора удалиться – он скоро удалится .

Обратите внимание, что в безличных глаголах (похожих на форму 3 лица ед. числа настоящего или будущего времени) ь не пишется, например: ему нездоровится; ему приходится много работать

.

Буква ь пишется во 2 лице единственного числа настоящего или будущего времени и в повелительном наклонении, например: держишь , организуешь , представишь ся; оставь , прибавь те, присядь те.

Тема: Правописание глаголов прошедшего времени.

Цели: познакомить с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развивать умение правильно писать глаголы с этой орфограммой.

Формируемые УУД:

Предметные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам,синтез.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;оценивание качеств и уровня усвоения материала.

Личностные:

Нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Сценарий урока.

    Организационный момент. Посадка детей.

-Обратите внимание на гостей.

    Мотивация. Развитие речи.

Март идет. Весна снега зажигает. Однако, зима не сдает своих позиций, злится седая старуха. Старики говорят: "Февраль воду подпустит, а март подберет". И все же март- весенний месяц. Март зиму ломает, торит дорогу новому сезону. Виден приход весны в марте у птиц - табунятся воробьи, синицы выводят свои веснянки.

На слайде Прочитаем пословицы о марте.

Сшибет март рог зиме. С марта пролетье (тепло) начинается. Февраль силен метелью, а март - капелью. В марте и куры из луж напьются.

Сегодня 22 марта. По народному календарю - Сороки - день второй встречи весны. На Сорок сороков закликали весну, пекли жаворонков(печенье), отдавали детям, чтобы те раскрошили его по сторонам. Водили хороводы на возвышенностях - красных горках. Ждали прилета птиц: жаворонков, чаек, трясогузок, скворцов.

На Сороки, по поверию, из-за моря прилетало 40 видов разных птиц.

Проверка Д/з

Какие вы придумали предложения о весне?

Откроем тетради, запишем число, классная работа

    Минутка чистописания

На слайде: записаны слова, прочитаем их.
Отступила зима, пригрело солнышко,табунятся воробьи, зажурчали ручьи, прилетел жаворонок

Прочитаем и определим части речи, род у глаголов

1.Какая буква встречается чаще всего? (о – 9).

2.Запишите строку о.

3. Подчеркните самую красивую.

4.Что вы можете сказать об этой букве?

5.Запишите существительные со слайда с буквой о.

6.Орфограммы с буквой о.

1.Вторая буква согласная.Она является суффиксом в глаголах прошедшего времени.

2. Какая это буква? (л)

3.Запишите строку.

4.Подчеркните самую красивую.

5.Что вы можете сказать об этой букве?.(обозначает звуки –л-тв., ль – мягк.,непарн, согл, звонкая)

6. Запишите глаголы с буквой л. Какие глаголы вы записали? Что вы можете о них сказать?

4.Самоопределение к деятельности

Что такое глагол?(обозначает действие, отвечает на вопросы…,)

Найдите лишний глагол. Почему он лишний?

Выделите суффикс -л у глаголов.

Подчеркните букву, которая стоит перед ним.

Какая это часть слова? Докажите. Разбор слов по составу.

Как вы думаете, почему суффиксы разные?(Зависитот неопределённой формы глагола)

Ориентируясь на наше рассуждение, сформулируйте тему нашего урока.

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.

Чему должны научиться на уроке?

5.Изучение нового материала.

Работа по учебнику.

Устная работа по заданиям учебника. Упр. 239 (с. 113)

Сделайте вывод: как правильно написать безударный суффикс перед суффиксом_-л- в глаголах прошедшего времени?

Прочитайте материал рубрики «Обрати внимание!»

Правильный вывод вы сделали?

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

6.Закрепление изученного материала

Работа в парах

ВыбросИл , подежурИли, выпросИл, поморозИли, поработАли, выменЯл.

1 . Прочитайте написанные слова.

2. Назовите несколько признаков, по которым данные слова можно разделить на две равные группы. (По суффиксу, по числу)

3. Какие слова вошли в первую группу?

Какие слова можно включить во вторую группу и почему?

4. Запишите слова в тетрадь.

Какое надо знать правило, чтобы правильно написать пропущенные буквы?

7. Словарная работа

Найдите словарное слово на странице учебника (свобода) стр. 113

1. Запишите

2. поставьте ударение

3.подчеркните орфограмму.

4. Значение в толковом словаре - возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

Свобода совести . Свобода слова. Свобода печати. Свобода личности.

5.Назовите однокоренные слова. свободный, высвободить, освободить, свободомыслие, свободные, несвободный,

6. Составьте предложение со словом свобода.

Воспитательная минутка (Советские солдаты освободили мир от фашизма).

Учитель освободил ученика от выполнения домашнего задания.

Свобода стоит того, чтобы за неё бороться.

Ни что не свободно так, как мысль человека. (Дэвид Юм)

7. Запишите своё предложение.

8 .Физкультминутка

Давайте отдохнем.

Я буду называть глаголы и другие части речи. Если услышите глагол- приседаете. Если назову другую часть речи- выполняете любое движение.

Соль, солить, солёный; закричали, крик, крикливый; красный, краснеть, краснота; синий синева, синеть.

9.Закрепление изученного материала.

Дифференцированная работа по карточкам

Карточка 1

Разделить текст на 4 части.

Вставь пропущенные буквы.

Цветочные часы.

К шести часам утра откр…л синий глазок колокольчик. Подн...ли золотые головки одуванчики. Вспыхн..л распуст..лись жёлтые и белые лилии. Спада…т летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак иголубая дрёма.. Если ты посад…шь на клумбе цветочные часы, они покаж…т тебе точное время.

Карточка2

Цветочные часы.

К шести часам утра открыл синий глазок колокольчик. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились

Проверка Цветочные часы.

1. К шести часам утра открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Вспыхнул яркий огонёк мака.

2. К восьми часам распустились жёлтые и белые лилии.

3. Спадает летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма..

4. Если ты посадишь на клумбе цветочные часы, они покажут тебе точное время.

Воспитательная минутка

Какие цветы растут у вас дома? В классе – хлорофитум, герань, сансевиерия(щучий хвост), эпипремнум – вечнозелёная лиана, толстянка). Колеус, папоротник, алоэ, фиалки, фикус, китайская роза, кактусы, каланхое, декабрист -зигокактус, зефирантес-выскочка.

Кто за ними ухаживает?

Для чего ещё выращивают цветы?

10. Рефлексия

Вставьте пропущенные суффиксы глаголов.

Видели, сварили, слышали, ужалили, обидели.

11 .Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Как определить какой суффикс нужно писать перед суффиксом –Л- в глаголах прошедшего времени?

слайд

    Вопросы глаголов прошедшего времени.

    Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

    Формообразующий суффикс глаголов прошедшего времени?

    Родовые окончания глаголов прошедшего времени?

    Как определить род глаголов прошедшего времени?

Как вы думаете, мы справились с целями, которые поставили в начале урока?

Как можете оценить свою работу на уроке? Поставьте себе оценку.

12. Домашнеее задание : упр. 240 с. 113

Карточка 1 Лиза

Разделить текст на 4 части.

Вставь пропущенные буквы.

В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

Цветочные часы.

Карточка 2 Дима

1. Разделить текст на 4 части.

2.В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

3.Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

4.Подчеркните известные орфограммы.

Цветочные часы.

К шести часам утра открыл синий глазок колокольчик. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтые и белые лилии. Спадает летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма.. Если ты посадишь на клумбе цветочные часы, они покажут тебе точное время.

Карточка 1 Тимофей

Разделить текст на 4 части.

Вставь пропущенные буквы.

В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

Цветочные часы.

К шести часам утра откр…л синий глазок колокольчик. Подн...ли золотые головки одуванчики. Вспыхн..л яркий огонёк мака. К восьми часам распуст..лись жёлтые и белые лилии. Спада…т летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма.. Если ты посад…шь на клумбе цветочные часы, они покаж…т тебе точное время.

Карточка 2 Саша

1. Разделить текст на 4 части.

2.В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

3.Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

4.Подчеркните известные орфограммы.

Цветочные часы.

К шести часам утра открыл синий глазок колокольчик. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтые и белые лилии. Спадает летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма.. Если ты посадишь на клумбе цветочные часы, они покажут тебе точное время.

Карточка 1 Марат

Разделить текст на 4 части.

Вставь пропущенные буквы.

В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

Цветочные часы.

К шести часам утра откр…л синий глазок колокольчик. Подн...ли золотые головки одуванчики. Вспыхн..л яркий огонёк мака. К восьми часам распуст..лись жёлтые и белые лилии. Спада…т летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма.. Если ты посад…шь на клумбе цветочные часы, они покаж…т тебе точное время.

Карточка 2 Даня С.

1. Разделить текст на 4 части.

2.В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

3.Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

4.Подчеркните известные орфограммы.

Цветочные часы.

К шести часам утра открыл синий глазок колокольчик. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтые и белые лилии. Спадает летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма.. Если ты посадишь на клумбе цветочные часы, они покажут тебе точное время.

Карточка 1 Света

Разделить текст на 4 части.

Вставь пропущенные буквы.

В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

Цветочные часы.

К шести часам утра откр…л синий глазок колокольчик. Подн...ли золотые головки одуванчики. Вспыхн..л яркий огонёк мака. К восьми часам распуст..лись жёлтые и белые лилии. Спада…т летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма.. Если ты посад…шь на клумбе цветочные часы, они покаж…т тебе точное время.

Карточка 2 Гриша

1. Разделить текст на 4 части.

2.В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

3.Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

4.Подчеркните известные орфограммы.

Цветочные часы.

К шести часам утра открыл синий глазок колокольчик. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтые и белые лилии. Спадает летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма.. Если ты посадишь на клумбе цветочные часы, они покажут тебе точное время.

Карточка 1 Даня З.

Разделить текст на 4 части.

Вставь пропущенные буквы.

В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

Цветочные часы.

К шести часам утра откр…л синий глазок колокольчик. Подн...ли золотые головки одуванчики. Вспыхн..л яркий огонёк мака. К восьми часам распуст..лись жёлтые и белые лилии. Спада…т летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма.. Если ты посад…шь на клумбе цветочные часы, они покаж…т тебе точное время.

Карточка 2 Лина

1. Разделить текст на 4 части.

2.В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

3.Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

4.Подчеркните известные орфограммы.

Цветочные часы.

К шести часам утра открыл синий глазок колокольчик. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтые и белые лилии. Спадает летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма.. Если ты посадишь на клумбе цветочные часы, они покажут тебе точное время.

Карточка 1 Женя

Разделить текст на 4 части.

Вставь пропущенные буквы.

В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

Цветочные часы.

К шести часам утра откр…л синий глазок колокольчик. Подн...ли золотые головки одуванчики. Вспыхн..л яркий огонёк мака. К восьми часам распуст..лись жёлтые и белые лилии. Спада…т летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма.. Если ты посад…шь на клумбе цветочные часы, они покаж…т тебе точное время.

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Работа в парах

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Урок 145 Тема: Работа над ошибками. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с правилом написания глаголов в прошедшем времени; совершенствовать умение образовывать форму глагола прошедшего времени с помощью суффикса -л- ; способствовать развитию умений определять род глаголов прошедшего времени и выделять окончания глаголов в форме единственного числа прошедшего
времени; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с правилом написания глаголов в прошедшем времени; научатся определять глаголы в прошедшем
времени; обозначать ударение в глаголах прошедшего времени; указывать род глаголов прошедшего времени; выделять окончания глаголов в форме единственного числа прошедшего времени; находить в тексте омонимы; образовывать форму глагола прошедшего времени с помощью суффикса
-л-

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и речевых ситуаций из собственного опыта

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; проявлять уважение
к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 228).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Прочитайте составленный рассказ.

Однажды во дворе ребята нашли щенка. Он был совсем крохотный. Малыш дрожал от холода. Дети решили забрать щенка домой.

Дома Миша приготовил питомцу уголок для отдыха. Катя накормила щенка. Ребята дали ему кличку Дружок.

Каждый день Миша занимался с Дружком во дворе. Учил выполнять собаку команды. Когда Дружок вырос, он стал служить у пограничников

Слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать
и сохранять учебную цель
и задачу.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 140).

Прочитайте возвратные глаголы.

Запишите данные глаголы в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени так:
в первый столбик – глаголы I спряжения, во второй – глаголы II спряжения.

Составьте и запишите предложение с любым
из данных глаголов.

Читают глаголы.

II спряжение

Расчесываться,
прощаться, волноваться, здороваться

Веселиться,
хвалиться, учиться, жмуриться

Записывают предложение.

В школе дети учатся, а после уроков веселятся во дворе.

Минутка чистописания.

Запишите буквосочетания и слова.

Спишите предложение, вставляя пропущенные

буквы.

Работа над словами с непроверяемым
написанием

Прочитайте ребус.

ПОТОМ – спустя некоторое время, после. В старину выражение ПО ТОМ означало «по тому» или «там». Затем слово ПОТОМ стало относиться не к месту, а ко времени.

Прочитайте ребус.

ОКОЛО – 1. Предлог с родительным падежом. Поблизости, рядом с чем-нибудь или кем-нибудь. 2. Почти, приблизительно. Слово «около» произошло от древнего КОЛО – «круг». ОКОЛО – КОЛО – «круг».

Синоним : возле.

Фразеологизм :

ВОКРУГ ДА ОКОЛО – не доходя до сути дела.

III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

Прочитайте тему урока.

Определите цели урока, используя опорные
слова

Сегодня на уроке мы научимся правильно писать глаголы в прошедшем времени

Принимать

и сохранять учебную
задачу

IV. Объяснение нового
материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Прочитайте пары глаголов на экране и сравните их.

Угадать – угадал.

Потерять – потерял.

Что заметили интересного? В каком времени
стоят эти глаголы? Запишите их.

Все ли возможные глаголы прошедшего времени образовали? Чем формы женского и среднего рода, множественного числа будут отличаться
от формы мужского рода?

Проверим вашу догадку, о том, что основа инфинитива и глагола в прошедшем времени одна и та же. Выделите ее. Сделайте вывод о том, как образуются глаголы прошедшего времени.

Создайте схему образования глаголов прошедшего времени.

Еще раз посмотрите на глаголы в неопределенной форме и в форме прошедшего времени. Как вы думаете, суффиксы -ть- и -л- служат для обра-зования новых слов? Нужно ли включать их
в основу слова?

Суффикс -ть- поменялся на суффикс -л-, а основа осталась прежней. В каждой паре второй глагол стоит в форме прошедшего времени.

Не хватает форм женского, среднего рода
и формы множественного числа. Они будут отличаться от глагола в мужском роде ненулевым
окончанием.

Делают вывод: глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Форма прошедшего времени образуется от инфинитива при помощи суффикса
-л- и родовых окончаний, а также окончания -и
во множественном числе. Чаще всего основы глагола в неопределенной форме и в прошедшем времени совпадают.

Составляют схему образования глаголов прошедшего времени.

Ходить – ть + л = ходил

Суффиксы -ть- и -л- не образуют новые слова. Они служат для образования новых форм слова. Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глагола, суффикс -ть служит для образования
неопределенной формы, и в основу слова они
не входит.

Осуществлять анализ объектов. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной форме. Учитывать мнение соседа по парте.

Осуществлять контроль
по результату

Работа по учебнику (упражнение 229)

Прочитайте. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

По каким признакам можно определить глаголы прошедшего времени? Объясните свой ответ.

Выделите в глаголах приставки. В каких глаголах приставки имеют значение «начало действия»?

Списывают, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выделяют в глаголах приставки.

Тут Соловей являть свое искусство стал:

На тысячу ладов, тянул,

То нежно он

И томной вдалеке свирелью

То мелкой дробью вдруг по роще

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (упражнение 230).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

Прочитайте отрывок стихотворения Я. Козлов-ского.

Определите, какими частями речи являются слова, которые произносятся одинаково.

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Укажите над глаголами в прошедшем времени их род, выделите окончания.

Списывают, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Указывают над глаголами в прошедшем времени их род, выделяют окончания.

Солнце еще облаков не задел (ср. р.),

Трава на лугу еще ро́сы пил (ж. р.),

А плотник проснул£ся (м. р.)

и взял£ся (м. р.) за дело.

Слышится, как зазвенел (ж. р.) пила.

Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение.

Работа по учебнику (упражнение 231)

Прочитайте таблицу. Поставьте вопрос к каж-
дому глаголу. Сравните окончания в вопросах
и в глаголах.

Делают вывод: формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива или прошед-шего времени с помощью суффикса -л- и оконча-

Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?

В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?

ний рода и числа. В формах мужского рода единственного числа показателем рода и числа является нулевое окончание. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. Форм лица у них нет

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа по учебнику (упражнение 232).

Прочитайте. Какие формы глаголов прошедшего времени образованы от неопределенной формы?

Запишите глаголы в прошедшем времени в муж-ском, женском и среднем роде и во множественном числе.

Обозначьте ударение. Запомните произношение глаголов в этих формах.

Лить – лил£, лил лил лил

Плыть – пил£, пил пил пил

Спать – спал£, спал спал спал

Начать – начал£, начал начал начал

Понять – понял£, понял понял понял

Понимать
на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Работа в тетради (задание 141).

Прочитайте отрывок стихотворения В. Фетисова. Вставьте пропущенные буквы.

Подчеркните глагол, который может изменяться
по родам. Укажите его род.

Устно разберите второе предложение по членам предложения.

Солнце с длинными лучами

Землю вымыло (ср. р.) ручьями.

И раскрыли веки

реки.

Работа в тетради (задание 143)

Прочитайте. Укажите время глагола.

Запишите это предложение, употребив глагол
в форме прошедшего времени

Записывают предложение.

Ребята ловят (наст. вр.) на озере окуней.

Ребята ловили (прош. вр.) на озере окуней.

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
щимися.

Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

Что нового узнали на уроке?

Расскажите о правописании глаголов прошед-шего времени.

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению
правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее
задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

Выполнить задание 142 в рабочей тетради

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение

Спряжение — это изменение глагола по лицам, числам, временам, наклонениям, а в прошедшем времени и сослагательном наклонении — по родам. Спряжением называют также тип словоизменения глагола в настоящем или будущем времени, характеризующийся общностью гласных в составе личных окончаний. В зависимости от системы окончаний в формах настоящего или будущего времени все глаголы (за небольшим исключением) делятся на глаголы I и II спряжения. Глаголы совершенного вида, образующие формы будущего простого времени, имеют те же окончания, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида, но отличаются своим значением; в словоизменении формы будущего простого описываются, как формы настоящего времени.

К I спряжению относятся глаголы, имеющие окончания, показанные в табл. (в орфографической записи).

Глаголы I спряжения

Лицо

Единственное число

Множественное число

-у, -ю (веду , играю )

-ем , -ём (ведём , играем )

-ешь , -ешь (ведешь , играешь )

-ёте , -ете (ведёте , играете )

-ёт , -ет (ведёт , играет )

-ут , -ют (ведут , играют )

Комментарий. Основа настоящего времени глаголов I спряжения оканчивается на парно-твердую согласную, шипящую, мягкие [р" ], [л" ] или [j ]. При образовании форм 2 и 3 л. ед.ч. и 1 и 2 л. мн.ч. конечные твердые согласные основы (кроме шипящих [ш ], [ж ]) чередуются: парно-твердые — с соответствующей мягкой, заднеязычные [к ], [г ] — с шипящими [ч ], [ж ]: ве [д ]-ут ве [д"-о ]шь , не [с ]-ут не [с"-о ]м , пе [к ]-ут пе [ч-о ]шь , стри [г ]-ут стри [ж ]-ошь. В нормированной речи только глагол ткать не имеет чередования [к — ч ] (ткут ткёшь , ткёт , ткём , ткёте ), в просторечии словоформы с отсутствием чередования заднеязычного с шипящим встречаются чаше.

Ко II спряжению относятся глаголы, имеющие окончания, показанные в табл. (в орфографической записи).

Глаголы II спряжения

Комментарий. Основа настоящего времени II спряжения оканчивается на парно-мягкую согласную, шипящую или [j ]. При образовании формы 1 л. ед.ч. происходят чередования [o" ] — в [л" ], [ф ] —ф [л" ], [б" ] — б [л" ], [п ] — п [л" ], [м ] — м [л" ], с [т" ] (`ш" ), [т" — ч ], [д" — ж ], [з" — ж ], [с" — ш ]: вдохно [в"-а ]т вдохно [вл"-у ], гра [ф"-а ]т гра [фл"-у ], скор [б"-а ]т скор [бл"-у ], ле [п"-а ]т ле [пл"-у ], гре [м"-а ]т гре [мл"-у ], кру [т"-а ]т кру [ч-у ], xo [д"-а ]т хо [ж-у ], вон [з"-а ]т вон [ж-у ], но [с"-а ]т но [ш-у ]. В некоторых глаголах при образовании формы 1 л. ед.ч. конечный [т" ] чередуется с [`ш" ]: возвра [т"-а ]т — возвра [`ш"-у ], превра [т"-а ]т — превра [`ш"-у ], сокра [т"-а ]т — сокра [`ш"-у ].

Наконец, в русском языке есть так называемые изолированные глаголы, не относящиеся ни к I, ни ко II спряжению и объединяющие в своей парадигме окончания разных спряжений. Изолированные глаголы характеризуются особым соотношением основ или особыми системами окончаний: зиждиться , зыбить (ся ), хотеть , бежать , чтить , есть , надоесть , дать , создать , быть (а также забыть , добыть , сбыть и другие глаголы с компонентами -есть , -дать , -быть ), ехать , идти. Спряжение изолированных глаголов дано в табл.

Спряжение изолированных глаголов

Инфинитив

Настоящее время

Прошедшее время

Число

Лицо

Форма

Число

Форма

зиждиться

зижди-л-ся

зижди-л-а-сь

зижд-ет-ся

зижди-л-о-сь

зижди-л-и-сь

зижд-ут-ся

зыбить(ся )

зыби-л-ся

зыби-л-а-сь

зыбл-ет-ся

зыби-л-о-сь

зыби-л-и-сь

зыбл-ют-ся

бежать

бег-у

бежа-л

беж-ишь

бежа-л-а

беж-ит

бежа-л-о

беж-им

бежа-л-и

беж-ите

бег-ут

хотеть

хоч-у

хоте-л

хоч-ешь

хоте-л-а

хоч-ет

хоте-л-о

хот-им

хоте-л-и

хот-ите

хот-ят

чтить

чти-л

чт-ишь

чти-л-а

чт-ит

чти-л-о

чт-им

чти-л-и

чт-ите

чт-ят (и чт-ут )

есть

е-л-а

е-л-о

ед-им

е-л-и

ед-ите

ед-ят

дать

да-шь

да-л-а

да-ст

да-л-о

дад-им

да-л-и

дад-ите

дад-ут

быть

буд-у

буд-ешь

бы-л-а

буд-ет

бы-л-о

буд-ем

бы-л-и

буд-ете

буд-ут

ехать

еха-л

ед-ешь

еха-л-а

ед-ет

еха-л-о

ед-ем

еха-л-и

ед-ете

ед-ут

идти

ид-ешь

ш-л-а

ид-ет

ш-л-о

ид-ем

ш-л-и

ид-ете

ид-ут

Глагол, чаще всего выступающий в предложении сказуемым, является исключительно самостоятельной частью речи. Он обозначает действие или состояние подлежащего. Весна идёт, тепло несёт.

Правила глаголов

Все глаголы имеют начальную (инфинитив, неопределённую) форму. Отличить её можно по окончаниям -ть, -ться, также эти слова отвечают на вопросы «что делать», «что сделать». В предложении чаще всего выступает сказуемым или его частью и подлежащим, но может выполнять роли других членов.

Мы хотим увидеть новые учебники.

Видеть - это смотреть душой.

Она любила смотреть на звезды.

Если к глаголу можно задать вопрос «что делать», то он относится к совершенному виду (радоваться, молчать) . Когда к нему можно задать вопрос «что сделать» - это несовершенный глагол (обрадоваться, помолчать). Иногда встречаются также двувидовые глаголы, они могут относиться то к одному, то к другому виду, в зависимости от контекста.

Я исследовал подвал вчера. (совершенный вид).

Я уже исследовал подвал. (несовершенный вид).

Возвратные глаголы означают действие, которое направлено на себя. Они образуются с помощью постфиксов -ся, -ться (играться, кусаться). Невозвратными называются все остальные глаголы (играть, кусать).

Сказуемые, соединяющиеся с другими частями предложения в форме винительного падежа без использования предлога, относятся к переходным глаголам (вымыть кружку, позвать маму). В категорию переходных входят те, которые не могут сочетаться без дополнительных частей речи (лететь, лежать). В эту группу входят также все глаголы возвратной формы (умываться, убираться).

Правописание глаголов

В предложениях, по правилам глаголов, они могут относиться к одному из трёх наклонений. В форме изъявительного - глаголы можно менять по временам (жили, живём, будем жить), числам (моет, моют), лицам (я повторяю, ты повторяешь, он повторяет). Если для выполнения действия требуется соблюдение некоторых правил, то такие сказуемые относятся к условным (Если всем будет удобно, я подошёл бы). Данная форма образуется частичками бы, б (заглянул бы, смогла б) и может изменяться в родах и числах. Особенно следует отметить повелительный вид сказуемых, который может заставлять, побуждать, призывать к действию (Придите ко мне!). Глаголы такого наклонения могут меняться в лицах и числах.

По правилам глаголов, в прошедшем времени они означают уже произошедшее/происходившее действие (Я сам купил вещи). Также они не могут менять личную форму. К сказуемому настоящего времени можно подставить вопрос «что делает» (Он сам покупает вещи.). Совершенные глаголы не используются в настоящем времени. В правилах глаголов будущего времени существуют две формы: составная (с дополнительным словом будет ) и простая (однословная). Соответственно можно задавать разные вопросы: «что сделаешь» (Ты сам купишь вещи.); «что будешь делать» (Ты будешь покупать вещи сам).

Изменение глаголов

Перемена сказуемых в лице и числе объясняется их спряжениями. Они проявляется исключительно в изъявительной форме и несомненно в виде времени настоящего или будущего.

Для формы в единственном числе личные глаголы изменяются так :

  • 1 лицо - Я открываю. Я люблю.
  • 2 лицо - Ты открываешь. Ты любишь.
  • 3 лицо - Он открывает. Он любит.

Для формы во множественном числе личные глаголы изменяются так:

  • 1 лицо - Мы открываем. Мы любим.
  • 2 лицо - Вы открываете. Вы любите.
  • 3 лицо - Они открывают. Они любят.

Если есть возможность поставить под ударение, разновидность спряжения можно определить так:

  • -е меняется на -у(-ю) - 1 спряжение смотреть-смотрю ;
  • -и меняется на -а(-я) - 2 спряжение звонит-звонят.

В остальных случаях суффикс в начальной форме определяет спряжение:

  • 2 спряжение -и(ть) (красить) и особые исключения;
  • 1 спряжение включает в себя остальные глаголы на -а(ть), -я(ть), -у(ть), -е(ть), -ы(ть), -о(ть) (хотеть, знать );
  • Бывает 4 слова-исключения: зыбиться, зиждиться, брить и стелить и образованные от них.

Слова без упомянутых суффиксов - жить, бить.

Встречаются также такие глаголы, которые меняются и как первое спряжение, и как второе.

Ед. число:

  • 1 лицо - Я побегу. Я захочу.
  • 2 лицо - Ты побежишь. Ты захочешь.
  • 3 лицо - Он побежит. Он захочет.

Мн. число:

  • 1 лицо - Мы побежим. Мы захотим.
  • 2 лицо - Вы побежите. Вы захотите.
  • 3 лицо - Они побегут. Они захотят.

У глагола-исключения брезжить существуют только формы 3 лица в разделе единственного числа или множественного (брезжит - брезжат ).

Слова есть и дать и производные от них являются исключениями и образуют особенные личные формы.

Безличные глаголы

Местами попадаются безличные глаголы. К ним относятся слова, обозначающие пассивное сказуемое, которое происходит без участия подлежащего (вечереет, смеркается).

Основным признаком, с которым можно определить безличность правильного глагола, является его неизменность в числах и лицах. Чаще всего эти виды глаголов выступают в виде сказуемых в простых односоставных предложениях. Для формы настоящего времени применяются в качестве 3 лица и только единственного числа, а в прошлом - как единственное число и средний род.

Обычные глаголы иногда используются для замещения безличных, если появляются в виде единственного сказуемого предложения.

  • Небо посветлело - личный глагол.
  • За окном посветлело - безличный.

Несколько важных правил

Грамотное правописание глаголов и гласных в настоящем времени или формах простого будущего зависит от спряжения:

1 спряжение - в нем используются окончания -е, -у(-ю) забывает, забудут;

2 спряжение - стоит ставить окончания -и, -а(-я) красит, красят.

  • Для повелительного наклонения второго лица глаголов обоих спряжений употребляют суффикс -и (Мы идём домой. - Идите домой.);
  • В случае с прошедшим временем: перед суффиксом -л ставится такая же буква, как в инфинитиве перед -ть (красить - красил, свистеть - свистел );
  • Если есть обес-/обез-: переходные - пишется суффикс -и- (обеспечил «кого?» «что?» ); непереходные - используется -е- (обеспокоен );
  • Леденеть, оледенеть, окровенить и подобные глаголы, образованные от существительного, пишутся с гласной -е- после корня (в ;
  • В инфинитиве, в случае использования прошедших форм, пишутся -ова-, -ева-, в том же случае, когда выбирается настоящее или простое будущее время и единственное число, форма написания первого лица имеет суффиксы -у(ю), -ю(ю) (чередовать - чередую, завоевать - завоюю).

Если же чередования не происходит, употребляются суффиксы -ыва-, -ива-; (перечитывать - перечитываю, перекраивать - перекраиваю).

Если имеется окончание -вать, -ваю под ударением и суффикс -ва-, тогда по правилам русского языка у глагола перед суффиксом пишется такая же буква, что и в начальной форме (полить - поливать -поливаю).

Заключение

Эти несколько простых правил и примеров помогут запомнить, как нужно использовать глаголы при написании. Конечно, чтобы изучить все нормы и исключения, понадобятся более глубокие исследования. Однако для написания более-менее простых текстов, не претендующих на публикации в журналах и газетах, этого будет вполне достаточно.